ЦППМСП Колпинского района СПб

«Рыдает из-за каждого проигрыша». Что делать, если ребенок не умеет проигрывать


Как хорошо все начиналось — наконец-то свободный вечер, разложены настольные игры, все в радостном предвкушении! Но вот ребенок проигрывает, и начинается буря эмоций. Удовольствие от игры испорчено, а родитель в растерянности пытается понять, как научить проигрывать с достоинством. Расстраиваться в случае проигрыша — это совершенно нормальная человеческая реакция как для взрослого, так и для маленького ребенка.
Малыши зачастую выражают протест физически: кричат, плачут, дерутся, могут запустить в вас какой-то вещью.
Младшие школьники скорее уже выразят свою агрессию словесно: обвинят всех вокруг, что победа нечестная, откажутся играть, могут обзываться и обижаться на целый мир. И это нормально. Не вообще, а для конкретного возраста.
Дошкольники и младшие школьники часто склонны переоценивать свои возможности, поэтому проигрыш становится для них особенным разочарованием.

Чего делать точно не нужно? Озвучу распространенные фразы родителей, которых лучше избежать.

  • «Я никогда не буду с тобой больше играть!». Наша задача — научить проигрывать и выигрывать. А делать это, отказавшись вообще от процесса, вряд ли получится.
  • «Это всего лишь игра, зачем так орать из-за ерунды?» — это называется обесценивание. Представьте, что вас с работы уволили, платье любимое порвалось, машину разбили, а вам муж говорит: «Подумаешь!» Приятно? Ну вот для детей эта ходилка не менее ценна, чем вам машина или платье.
  • «Вот Вадик вчера сделал по-другому и выиграл. А Катя утром тоже проиграла, но не плакала». Никогда не сравниваем наших детей с другими.
  • «Ну и стоило убиваться в прошлый раз? Можешь же, когда захочешь!» — это когда ребенку удалось выиграть, и мы показываем, учим, наставляем, как нужно было поступать в прошлом. Снова — не работает. Вообще не мотивирует. Можешь просто за меня порадоваться?

Как надо

  • Самое важное — приготовиться к слезам и истерикам ребенка.
  • Утешьте своего ребенка. Самое лучшее при этом просто перечислять чувства: «Тебе сейчас очень обидно, ты ожидала, что выиграешь, тебе бы хотелось, чтобы было иначе». Такая поддержка приведет к тому, что скоро ребенок сможет сам отражать и принимать свои чувства, не совершая при этом агрессивных действий.
  • Еще можно приободрить: «Последнее время мне все сложнее тебя обыграть», «Сегодняшняя партия далась мне не легко, ты явно стала намного круче играть».
  • Покажите пример адекватной реакции на проигрыш: поздравляем победителя и добавляем: «Значит, мне повезет в следующий раз», «Завтра я придумаю новую стратегию и попробую выиграть». При этом не стоит ждать, что ребенок скопирует вас моментально и уже в следующей игре продемонстрирует железную выдержку и спокойствие.
  • Рассказывайте о том, как вы сами справляетесь с проигрышем, рассказывайте о своих неудачах. Конечно, такой разговор нужно вести тогда, когда ребенок успокоился, когда он готов вас слышать
  • Чтобы снять напряжение и показать, что проигрыш и выигрыш мимолетны, практикуйте игры с быстрой сменой финалов, например, крестики-нолики или камень-ножницы-бумага.
  • Организуйте ребенку возможность играть не только с вами. Но и в самых разных компаниях — ровесников, младших, разновозрастных детей. Это поможет ему опробовать различные стратегии поведения.
  • Важно играть не только в игры, где возможен индивидуальный выигрыш, но и в те, где выигрывает команда.

Взрослому важно помнить, что игра с ребенком еще и укрепляет отношения с ним, помогает ему научиться управлять разными чувствами, побыть в контакте с близким человеком.

Педагог-психолог Марченко Ксения Николаевна

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.