ЦППМСП Колпинского района СПб

Родителям о результатах диагностики рисков несовершеннолетних к зависимому поведению


   Педагоги-психологи

Корнева И. Р.,

Истомина Н. К.

    Наркотические средства стали реальной частью молодёжной среды. В связи с этим, вопросы раннего выявления и адекватной профилактики употребления ПАВ в подростковой среде приобретают первоочередное значение. Бытует ошибочное мнение, что только неблагополучные семьи имеют детей-наркоманов. Сегодня наркотики не надо искать – они сами находят наших детей и не важно, в какой семье воспитывается ребенок. С этой проблемой может столкнуться  в равной степени   как ребенок, слишком независимый, который эмоционально далек от родителей и не доверяет им – так и слишком «домашний». Сегодня, не смотря на проводимые профилактические мероприятия, наши дети по-прежнему остаются в зоне риска вовлечения в потребление наркотиков.

Ежегодно специалисты кабинета профилактики зависимого поведения Государственного  бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга проводят анонимное исследование предрасположенности  к употреблению алкогольных напитков, наркотических веществ  и табакокурения среди несовершеннолетних в  образовательных организациях Колпинского района  с использованием анонимной анкеты «Диагностика «рисков».

Цель исследования: формирование профилактического антинаркотического пространства в образовательных учреждениях путем анализа ситуации употребления несовершеннолетними алкоголя, табака, наркотических веществ.

Данное исследование позволяет:

определить общее количество учащихся в классе, склонных к табакокурению,  к употреблению напитков, содержащих алкоголь, имеющих пробы наркотических средств, и несовершеннолетних, у которых друзья употребляют наркотические вещества.

Данное исследование способствует раннему выявлению немедицинского потребления наркотических веществ несовершеннолетними. Результаты «Диагностики «рисков» позволяют реализовать системный подход в профилактической работе с классами, в которых были выявлены учащиеся, входящие в группу «риска». Это информирование классных руководителей и родителей о полученных результатах, проведение тематических классных часов, комплектование групп по профилактическим программам. Для родителей разработаны памятки с рекомендациями:

Рекомендации психолога для родителей:

  • Проводите время вместе

Неважно, что это будет — поездка за город или совместная уборка. Психологи советуют усиливать связь с детьми с помощью простого действия: просто придумайте одно занятие, которое ежедневно вы будете повторять исключительно вместе с ребенком.

  • Интересуйтесь досугом ребенка

Ни в коем случае не обесценивайте его увлечения словами «Не занимайся ерундой», «Лучше бы родителям помог» и так далее. Проявляйте интерес к его делам и не забывайте откладывать телефон в сторону, если ребенок хочет поделиться с вами своими эмоциями или результатом творчества.

  • Поощряйте

Не забывайте хвалить ребенка за достижения, причем как за «большие», так и за «маленькие». Попробуйте делать акцент именно на успехах ребенка, а не на недостатках. Конечно же, это не значит, что порицать его поступки нельзя, но постарайтесь давать положительную оценку его действиям хотя бы в 2-3 раза больше, чем отрицательную.

  • Не сравнивайте ребенка с другими

Иначе рискуете развить у него комплекс неполноценности и чувство, что он всегда не слишком хорош в ваших глазах.

  • Будьте рядом в важные моменты

Да, работа сама себя не сделает, но выступление, выпускной и совершеннолетие ребенка случаются не каждый день. Дети взрослеют быстро, не успеете оглянуться, как они уже упорхнут из вашего гнезда. Поэтому постарайтесь прожить с ними вместе все важные моменты их юности.

  • И, наконец, держите себя в руках

Мы все люди и можем вспылить, но важно стараться максимально контролировать себя, чтобы ребенок не стал вас бояться. Ведь в противном случае он будет воспринимать дом небезопасным местом, где его не защитят, а наоборот, осудят и накажут. Если понимаете, что перегнули палку — извинитесь перед ребенком и признайте свою неправоту. Так он поймет, что есть норма и возьмет с вас пример.

Что делать если ребенок пришел домой под действием наркотиков или алкоголя?

Первое, что нужно помнить — необходимо сохранять спокойствие, так как только в этом состоянии вы сможете действовать конструктивно, а не импульсивно. В любом случае, обсуждение ситуации оставьте до завтра. Так или иначе, вы будете спокойнее, а ваш сын или дочь — трезвее. В противном случае вы просто зря потратите время, пытаясь приводить рациональные аргументы, обращаясь к человеку, находящемуся в полной прострации.

Когда ребенок пришел домой под действием наркотиков или алкоголя следует убедиться, что его не тошнит, и отсутствуют выраженные симптомы интоксикации. Далее необходимо помочь раздеться и уложить его спать. На следующее утро также не стоит начитать день с упреков и скандалов, ведь наверняка самочувствие подростка будет плохим и все разговоры пройдут мимо него. Очень важно найти общий язык с ребенком, поговорить с ним по душам. От вашей реакции на этот опыт ребенка, будет зависеть его доверие к вам в будущем. Не следует оскорблять его друзей, шантажировать. Ведь только если ваш сын или дочь доверяют вам, можно построить конструктивный диалог, попытаться объяснить, почему пьянки никогда не заканчиваются ничем хорошим. Можно привести несколько примеров, связанных со спиртным со своего юношества, это будет как поучительная история, но ненавязчивая. Не менее важно найти причину такого поведения, в особенности, если это начинает входить в привычку подростка. Иногда дети, не имеющие в школе друзей, не преуспевающие в учебе, те, которые не похожи на других сверстников, вливаются в плохие компании, где алкоголь и сигареты – это круто.    Необходимо помочь ребенку найти иной способ выделиться, завоевать авторитет, решить личные проблемы.

Если ситуация уже требует психологической помощи, то лучше всего обратиться к специалистам педагогам-психологам  Корневой Ирине Робертовны и Истоминой Надежде Константиновны. Записаться можно по телефону  +7(812)469-34-20 с 9:00 до 18:00

© 2010-2019 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Чермных М.М.