(на основании методических рекомендаций АППО « СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»)
И.Р.Корнева заведующий кабинетом
профилактики зависимого поведения
Вся работа с несовершеннолетними, входящими в группу высокого» риска» после прохождения Социально-психологического тестирования, можно разделить на 3 этапа:
- Аналитико-поисковый этап
Цель: анализ данных полученных при СПТ, определение направлении профилактической деятельности, формулировка конкретных задач по каждому направлению, подбор педагогически целесообразных средств и форм профилактической деятельности, поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность. Составление плана (карты) индивидуальной или групповой работы с ребенком (детьми), семьей (семьями);
- Деятельностный этап
Цель: организация профилактической работы с учетом решений и рекомендаций, принятых на аналитико-поисковом этапе.
На данном этапе по возможности создаются условия для изменения поведения ребенка и его отношения к проблемам, выявленным при СПТ.
Профилактические мероприятия могут быть направлены:
– на изменение внутреннего состояния ребенка: сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, страхи, эмоциональная неустойчивость); формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответствующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включается ребенок; развитие навыков психической саморегуляции способности к волевым условиям; формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям; развитие положительных склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки;
– формирование или изменение личностных состояний: расширение круга интересов, формирование социально-ценностных ориентаций, потребностей, чувств, развитие коммуникативных навыков.
– на внешние изменения: расширение и укрепление социально-значимых связей, включение в различные виды деятельности в социально-приемлемых формах; оптимизация взаимодействия в диаде «ребенок – родитель», «ребенок – учитель», взаимоотношений в семье, школе, социуме; оптимизация уровня коммуникативной деятельности в целом.
Профилактическая деятельность на данном этапе осуществляется по трем направлениям: родители, педагогический коллектив, ребенок.
К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения, ГБУДО ДТДиМ Колпинского района СПб и ГБУДО ЦДЮТТ Колпинского района СПб
Методы:
- методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека,
- методы коррекции активно-волевых дефектов, игнорирование страхов, навязчивых мыслей и действий,
- методы самокоррекции: самоубеждение, самовнушение, самораскрытие, релаксация,
- деятельностные методы: трудового усилия, рациональной организации жизни детского коллектива,
- методы форм организации: экскурсия, спортивные соревнования, конкурсы, практикумы, праздники, походы, викторины, олимпиады, совместный досуг в клубе по интересам,
- методы передачи информации: реклама деятельности кружков и секций, яркий эмоциональный рассказ, монологическое изложение научных данных и фактов педагогом, самостоятельная работа с книгой,
- методы непосредственного общения: семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, тренинги, поощрение, наказание, стимулирование, внушение, требование, пример, установление логических взаимосвязей, эмоциональное заражение, переоценка, ролевое проигрывание, позитивный настрой, патронаж,
- событийные методы: круглые столы, деловые и ролевые игры, диспут, семинары и т.д.
- методы учебной работы: беседа, консультирование, наблюдение, включение в учебный процесс различных видов терапий (живописетерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия и т.д.).
- Вторичная диагностика (оценочный этап)
Цель: определение эффективности профилактической деятельности.
По окончании профилактической работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка, его окружения, оценивается степень решения проблем, выявленных на этапе первичной диагностики.
Возможны 2 случая:
- Проблема ребенка его ближайшего окружения решена положительно, т.е. профилактическая деятельность была эффективной.
- Проблемы ребенка и его ближайшего окружения не решены или решены частично. В этом случае, необходимо выяснить: на каком этапе были допущены ошибки, возникли препятствия, в чем проявляется недостаток информации, кто из субъектов профилактики не выполнил свои обязанности и т.д. После этого необходимо произвести корректировку профилактической деятельности и повторно решить проблему ребенка и его ближайшего окружения. К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.