ЦППМСП Колпинского района СПб

Рекомендации для родителей. Развитие навыков, необходимых для успешной учебной деятельности в 1 классе


«Бусы»

Цветные карандаши. Листок бумаги. На нем необходимо заранее нарисовать линию:

Затем, ребенку зачитывается инструкция:

«Перед тобой лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги нарисована ниточка. Сейчас мы будем рисовать на ней бусинки. Всего бусинок должно быть 5. Они должны быть разных цветов, но средняя бусинка обязательно должна быть голубой. Приступай».

Если ребенок с первого раза не запомнил инструкцию, то она повторяется еще раз, но не более.

«Сокращенный алфавит»

Взрослый говорит ребенку: «Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка =КОТ

«Трудолюбивая пчелка»

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Вариант игры:

«Маленький жук».

“Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

«Рисуем по клеточкам»

«Счет в уме»

«Сейчас я буду тебе читать арифметические задачи. Ты должен решить их в уме. Получаемые числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запиши только тогда, когда я скажу: «Пиши!»

для 1-го класса:

«Даны два числа: 6 и 3… Сложи первое число и второе… и от полученного числа отними 2… Затем отними еще 4… Пишите!..» (ответ: 3)

«Даны два числа: 15 и 23… Первую цифру второго числа прибавь к первой цифре первого числа… отними от полученного числа 2, а теперь прибавь 7… Пиши!..» (ответ: 8)

«Выполни по образцу»

1.

2. Необходимо без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА

«Корректурная проба»

Как можно быстрее по порядку вычеркивать буквы (усложнять задание предлагая разные варианты вычеркивания\подчеркивания\обвода букв)

Образец:

«Верный счет»

Эта игра предназначена для двоих игроков: взрослого и ребенка. Взрослый задает какой-либо пример на сложение или вычитание в пределах 10 и кидает мячик ребенку. Ребенок должен поймать мячик, назвать верный ответ и кинуть мячик обратно. Если ответ назван неверно или ребенок долго размышлял над ответом, взрослый назначает «штрафные». Это могут быть любые задания на Ваше усмотрение: оббежать вокруг стула, присесть три раза, проговорить скороговорку и т.д.

«Закончи фразу»

1. Подушка мягкая, а скамейка… (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень… (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка… (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники… (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп… (жидкий).

Лес густой, а иногда… (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал… (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой… (соленые).

Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет… (грязный).

«Как сказать по-другому?»

— Скажи по-другому! Часы идут… (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет… (едет, мчится). Весна идет… (наступает). Пароход идет… (плывет).

Упражнение “Следи за своей речью”

Ребенку предлагается отвечать на вопросы, избегая в ответах «да», «нет», «не знаю».

Примеры вопросов:

Ты учишься в школе?

Ты любишь лето?

Твой любимый цвет зеленый?

Ты знаешь, какое сегодня число?

Ты любишь животных?

Дети боятся врачей?

Ты с удовольствием делаешь уроки?

«Запрещенная буква»

Ребенку задаются вопросы. В своих ответах он должен не употреблять заранее оговоренную букву, например «О».

Варианты вопросов:

Сколько звезд на небе? (пример ответа: миллиард)

Где ты учишься? (пример ответа: в гимназии, в здании с учителями)

Куда ты идешь после школы? (пример ответа: в квартиру, на улицу, к маме)

Твое любимое время года? (пример ответа: зима, весна)

Сколько у тебя друзей? (пример ответа: пара, три, четыре)

В статье использованы материалы:

http://buro-skazok.ru/materials/9/

http://adalin.mospsy.ru/l_01_06.shtml

http://www.babyblog.ru/user/18juja/3015133

http://adalin.mospsy.ru/l_01_03.shtml

Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Новикова Елена Сергеевна

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.