Профессиональное самоопределение – это главная проблема в воспитании подростков с девиантным поведением. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора, это связано с разными причинами: неблагополучные семьи, кризисные ситуации, социально-опасное положение, особые образовательные потребности подростка, которые в той или иной степени выливаются в неустроенность судьбы.
Очевидно, что на процесс профессионального самоопределения подростка влияют разнообразные факторы. А специалисту, включенному в профориентационную работу с несовершеннолетними с девиантным поведением, важно иметь представление об этих факторах, изучать их влияние и при необходимости их корректировать и адаптировать к возрастным и индивидуально-личностным особенностям учащихся.
Анализируя, имеющейся опыт можно выделить основные факторы, негативно влияющие на формирование у подростков с девиантным поведением способности к профессиональному самоопределению.
Коммуникативно-личностная сфера:
- Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
- Изменение в системе ценностей и образе жизни.
- Неумение приспособится к новой социальной среде. Все эти трудности вытекают, как правило, из воспитания ребенка в неблагополучной семье, поскольку подросту нет возможности опираться на успешный опыт профессионального становления родителей, т.к. большинство этих родителей либо ведут асоциальный образ жизни, либо сами не имеют профессионального образования. В связи с этим ребенок слабо ориентируется в мире профессий и в дальнейшем сама ситуация семейного неблагополучия затрудняет профессиональное самоопределение.
- Утрата доверия к миру. Утрата доверия к миру проявляется в чувстве незащищенности, в неверии в собственные силы и возможности. В итоге это может проявляться в склонности подростка занимать позицию «мне все должны»
- Слаба развитая способность к проявлению самостоятельности и инициативы, выражению своего собственного мнения. Данный фактор проявляется в несамостоятельности принятия решений, ориентации на референтную группу, в неспособности противопоставить свои интересы, интересам, принятым в подростковой среде.
- Не всегда четко осознаваемая временная перспектива и связанная с этим неадекватная самооценка. Действительно, представления о будущем у подростков с отклоняющимся поведением нередко лишены реалистичности, им свойственны фантазии, часто не подкрепленные реальными возможностями. Незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника.
Эмоционально-волевая сфера
Недостаточно сформированные процессы саморегуляции, самодисциплины, затруднено формирование внутренного плана действий. Проявляется вспыльчивость, которая ведет к конфликтному поведению, что едет к соцдезадаптации, а в будущем к невозможности построить успешную профессиональную карьеру.
Когнитивная сфера
Низкие познавательные способности, причиной которых может быть как и педагогическая запущенности, так и особые образовательные потребности ребенка. На сегодняшний день количество учащихся с особыми образовательными потребностями, в данном случае имею ввиду учащихся, которые имеют трудности в освоение основной общеобразовательной программы, возрастает и безусловно эти дети находятся в группе риска и требуют особой поддержки специалистов в области профориентации
Мотивационная сфера
Так же наблюдается недостаточная развитость мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению у девиантных подростков. Недостаточное развитие мотивационно-смысловой сферы, проявляющееся в поверхностности и облегченности суждений, узком кругозоре, ограниченном круге интересов преимущественно развлекательного характера, пассивности . Часто дети не желают учиться, не сформирован личностный смысл обучения.
Выстраивая профориентационную работу с учащимися, необходимо учитывать социальную среду в которой подростков растет и взрослеет и
совокупность когнитивных, мотивационных, ценностно-смысловых, рефлексивных характеристик личности подростка.
Опыт работы опорного центр профессиональной ориентации детей и подростков Колпинского района в этом направлении достаточно большой, поскольку он находится на базе ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб, в котором профориентционная работа ведется с момента его основания, а это уже более 20 лет.
На базе Центра организован кабинет профилактики зависимого поведения, занимающийся специфической профилактикой в Колпинском районе, в состав которого входят педагоги-психологи и социальный педагог.
В центре действует кризисная служба, направленная на помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Наш центр тесно сотрудничает с образовательными учреждениями, социальными службами района, отделами образования, здравоохранения, отделом культуры, спорта и молодежной политики, средствами массовой информации района, агентством занятости населения, отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Важным направлением в работе специалистов ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб с подростками, состоящими на различных видах учета, является системная работа с несовершеннолетними по принятию и реализации здорового, безопасного образа жизни и формирование позитивной жизненной перспективы, которая реализуется в том числе и через профориентционную работу.
Каждый учащихся состоящий на той или иной форме учета имеет возможность получить консультацию и стать участником профилактической или коррекционной программы.
Профориентация включена в единый процесс психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением.
Индивидуальная и групповая психологическая работа с несовершеннолетними проводится по следующим программам:
- Программа социальной адаптации подростков, имеющих опыт употребления ПАВ, «Победить и удержаться». Программа направлена на формирование у подростков навыков, позволяющих успешно справляться с возникающими проблемами, реализовывать свои желания и потребности за счет внутренних личностных ресурсов.
- Программа «Профессиональное самоопределение подростков, как средство профилактики склонности к правонарушениям у несовершеннолетних». Специалисты по профориентации помогают сформировать у несовершеннолетних «группы риска» психологическую готовность к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности, умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды.
- Программа «Мой профессиональный выбор». Программа позволяет актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
- Программа «Кодекс взрослой жизни». Цель программы: создание условий для личностного роста подростков через формирование стремления к самопознанию, развитие навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей, а также через расширение знаний о чувствах и эмоциях.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающих программы, профориентационной направленности реализуются специалистами нашего центра для детей от дошкольного до старшего школьного возраста.
Они имеют информационо-просветительское и профилактическое направление. Целью которых является повышение личностно-коммуникативной компетенции, направленные на формирование ценностно-смысловых ориентиров, на самопознание, что в свою очередь способствует подготовки учащихся к профессиональному самоопределению. Эти программы также посещают дети находящиеся на разных видах учета.
И из опыта важно заметить, что дети проявляют заинтересованность, и после программы часто обращаются в центр уже за индивидуальной работы.
Есть и другие немаловажные формы работы, который несут в себе и просветительские и профилактические задачи :
игра “Калейдоскоп профессий” (где ребята в соревновательной атмосфере блистают эрудицией), конкурс лэпбуков “Профессии мой семьи”, районный конкурс мульдийный презентаций “Моя будущая профессия”, районный тур олимпиады”Мы выбираем путь”, конкурс “Наша новая бизнес идея”…
Большое значение уделяется вовлечению детей и подростков в конкурсы, игры, олимпиады по профориентации, которые способствуют и повышению мотивации, и к стремлению самопознания, проявлению личной инициативы, а самое главное дают возможность ощутить ситуацию успеха. Среди победителей есть учащиеся с девиантным поведением.
Ранняя профориентация, занимает особое место в профориентационной деятельности нашего райна.
Ежегодно проходит районный конкурс лэпбуков “Профессии моей семьи”, конкурс чтецов, рисунков, посвященных профессиям, в котором принимали участие дети с родителями при методической поддержке педагогов.
Сам конкурс направлен на расширение знаний о мире профессия, на формирование основ трудового воспитания, повышение социальной значимости труда, укрепление семейный социокультурных ценностей.
Очень важным условием результативности проводимой индивидуальной работы с подростком с девантным поведением является привлечение его родителей, а также эмоционально значимых для ребенка взрослых. У детей и подростков, чьи родители не проявляют интереса к коррекционной, профилактической работе, наблюдается ее низкая эффективность. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональном состоянии подростка не находят отклика у родителей и ближайшего социального окружения, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. В связи с этим специалистами ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб разработана система тематических родительских собраний по профилактике всех аспектов девиантного поведения, охватывающая все возрастные категории обучающихся в ГБОУ района.
Для педагогических коллективов ГБОУ района специалистами ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб разработана система тематических семинаров по профилактике девиантного поведения.
Одним из важных факторов успеха профилактики девиантного поведения в подростковой среде является работа в формате «ровесник – ровеснику», на базе ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб создан добровольческий отряд «Вега», который активно принимает участие во всех профориентационных мероприятиях района, чем транслирует активную жизненную позицию другим ребятам.
Содержание профориентационной работы с подростками с девиантным поведением тесно связано с привлечением подростка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Деятельность специалистов должна быть направлена на формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; оказание психологической и педагогической поддержки, способствующей преодолению кризисных состояний личности, обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться. Общение с подростком должно строиться на основе доверия и взаимоуважения, важны терпение и выдержка. Для повышения уверенности в себе важно создавать ситуации успеха, вовлекать подростка в значимую для него общественно-полезную деятельность, обеспечивая тем самым возможности для самоутверждения и самореализации.
Набокина А.Р., методист, педагог-психолог,
руководитель Опорного центра профориентации детей и подростков Колпинского района