Автор: Корнева И.Р.
заведующий кабинетом профилактики зависимого поведения
Когда учителя и родители замечают изменения поведения подростка, вызванные потреблением алкоголя или наркотика, они думают, что это – трудности переходного возраста. И зачастую, время бывает упущено в силу того, что у подростка формируется зависимое поведение от употребляемых веществ. Поэтому очень важно вести в образовательных учреждениях раннюю профилактическую работу со всеми субъектами образовательного процесса.
Необходимо разработать четкий план антинаркотических мероприятий, включающий лекции, беседы с учащимися и их родителями, тематические викторины, конкурсы антирекламы наркотиков и т.д.
К лекционной работе следует привлекать хорошо подготовленных к работе с данным контингентом учащихся психиатров-наркологов, врачей-специалистов, психологов, педагогов, сотрудников наркоконтроля и органов внутренних дел.
Учитывая тот факт, что неквалифицированная, неосторожная информация может сама возбудить нездоровый интерес и явиться причиной проявления стремления испытать действие наркотиков на себе, информацию необходимо доносить максимально осторожно, без акцента на способах получения и применения этих веществ, без условно положительных особенностях воздействия и ощущений, возникающих при их потреблении.
Недопустимо, чтобы лекции и беседы проводились общественниками-неспециалистами, не имеющими профессиональных знаний.
При подготовке лекций, бесед, публикаций и передач следует обращать внимание на чередование положительных и отрицательных примеров образа жизни. Фиксация только на отрицательных последствиях злоупотребления наркотическими веществами без использования положительных альтернатив, примеров отказа или демонстрации прогноза образа жизни без наркотиков не сможет способствовать выработке правильных установок на ведение здорового образа жизни. Следует помнить, что антинаркотическая профилактическая работа, проводимая навязчиво может привести к притуплению внимания, активизации механизмов психологической защиты. Эффективность профилактической работы в этом случае будет невысока. Более того, у школьников перенасыщение информацией о наркотиках, может привести к разовым потреблениям. Если по определенным признакам педагог определил, что подросток употребляет наркотические средства, то необходимо оказать психологическую помощь ребенку и родителям, но сделать это необходимо деликатно и корректно, без ненужной огласки, что бы ни нанести моральную или психическую травму и не причинить ущерб репутации учащегося.
Другая крайность, когда учителя, педагоги, обнаружив пристрастие подростков к наркотикам, пытаются скрыть эти факты, не замечать, чтобы не «портить» имидж образовательного учреждения. Между тем именно оперативное реагирование и принятие своевременных профилактических мер может уберечь подростков от серьезной беды.
Центральным звеном индивидуальной профилактики незаконного оборота и потребления наркотиков несовершеннолетним выступает личность несовершеннолетнего. Поэтому необходимо привлекать к профилактической работе с подростком педагога-психолога школы, что бы помочь подростку познать самого себя, а именно:
– отношение к себе, своим возможностям и недостаткам;
– собственную систему ценностей, целей и установок;
– способность или неспособность делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы;
– умение общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать, принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку.
Необходимо сформировать у подростка позитивное отношение к себе, умение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их, управлять собой, ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их, контролировать свое поведение и изменять свою жизнь.
Важно, чтобы подросток научился принимать психологическую и социальную поддержку и знал, куда можно обратиться за помощью, если она ему понадобится. Необходимо разместить телефоны горячей линии на информационных стендах школы.