ЦППМСП Колпинского района СПб

Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции нарушений устной и письменной речи


“Прежде, чем сделать ребенка умным и
сообразительным – сделайте его здоровым!”
Ж.Ж.Руссо

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. Современные школьники испытывают значительные умственные перегрузки. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Логопедическая работа включает в себя различные элементы здоровьесберегающих технологий, которые позволяют формировать у детей правильную речь, а так же коррегировать нарушения письменной речи. В своей работе я использую методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могу применять на разных этапах занятия. Кроме того, использование здоровьесберегающих технологий помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

В практической деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксация, элементы самомассажа, гимнастика для глаз, работа над дыханием, физкультурные минутки и другие.

Артикуляционная гимнастика является важной и неотъемлемой частью логопедической работы. Регулярное выполнение способствует:

-улучшению кровоснабжения и подвижности артикуляционных органов и их иннервацию;

-укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;

-помогает уменьшить спастичность артикуляционных органов.

Продолжительность гимнастики зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Следующая здоровьесберегающая технология, используемая мной в работе – пальчиковая гимнастика. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. На основе проведённых исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление, что необходимо для гармоничного развития учащегося. Проводится пальчиковая гимнастика на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На занятии использую упражнения с речевым сопровождением, что позволяет сосредоточить внимание учащихся и сделать занятие более интересным и разнообразным, к тому же, проговаривая стихи, у детей развивается память, увеличивается словарный запас.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи, а так же благоприятно влияет на процесс обучения в целом.

Самомассаж – это нетрадиционное, но удивительно действенное средство помочь детям, страдающим речевой патологией и нарушениями письменной речи. Использование приемов самомассажа полезно по многим причинам:

-это стимуляция кинестетических ощущений мышц для активизации речи;

-развития межполушарных связей;

-развития мелкой моторики;

-релаксации;

-нормализации мышечного тонуса мышц и эмоциональной сферы детей.

В своей работе я решила прибегнуть к нетрадиционным формам и средствам работы, апробировала метод использования су-джок терапии.

Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм. Использование элементов самомассажа с помощью колючего мячика и металлических колец, сопровождающегося легко запоминающимися стихами, позволяет использовать его как весёлые непринуждённые минутки отдыха, повысить эффективность коррекционной работы на логопедических занятиях.

Следующая важная здоровьесберегающая технология – гимнастика для глаз. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Она позволяет снять общее и зрительное утомление, что обеспечивает профилактику возникновения у детей зрительных нарушений, направленных:

-на оптимизацию деятельности зрительного анализатора;

-упражнение на улучшение кровообращения в органе зрения;

-на укрепление мышц глаза;

-снятие зрительного утомления.

Проводится в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть задания такого плана:

-проследить глазами путь на нарисованной схеме;

-«пройти» по стрелочкам и назвать предметы (это могут быть картинки на автоматизированный звук);

-найти левый нижний угол, назвать дерево и т.д. (по лексической теме);

-для читающих детей можно прикреплять буквы, пройдя по стрелочкам составлять из них слоги, слова.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

– положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

– способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

– улучшает дренажную функцию бронхов;

– восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе со школьниками даёт положительные результаты:

– снижение уровня заболеваемости;

– повышение работоспособности, выносливости;

– развитие психических процессов;

– улучшение зрения;

– формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

– развитие общей и мелкой моторики,

– повышение речевой активности;

– увеличение уровня социальной адаптации.

Используемая литература:

1.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб: «Детство-Пресс», 2001

2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. СПб. КОРОНА, 2004

3.Блыскина И.В. Логопедический массаж–СПб: «Детство-Пресс»,2006

Учитель-логопед ГБОУ ЦППРиК
Беликова Наталья
Николаевна

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.