ЦППМСП Колпинского района СПб

Практические рекомендации родителям будущих учеников


Все родители, независимо от возраста, образования, стараются дать своему ребёнку всё самое лучшее и вырастить из него гармоничную личность. И как никому другому, им порой так необходим мудрый совет, рекомендация.

Античные философы полагали, что особенности поведения человека определяются соотношением в его организме четырёх жидкостей – крови, желчи, чёрной желчи и лимфы. Их греческие названия и дали имена типам темперамента – сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Если вы будете знать, какие черты преобладают у Вашего ребёнка, то сможете лучше понимать его, снисходительнее относится ко многим детским поступкам, а также это даст вам возможность правильно подойти к выполнению с ним домашних заданий.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, упражнений, советую определить темперамент ребёнка. Для этого просто понаблюдайте за ним во время игр или занятий.

Ребёнок – сангвиник подобен маленькой ракете, но умеет сдерживать свои порывы, если этого требует ситуация. Он динамичен, легко приспосабливается к непривычной обстановке и быстро принимает решения. Любит разнообразие, поэтому постоянно находит новых друзей – сегодня играет с одним, а завтра с другим. Его речь отчетлива, движения стремительны, мимика подвижна. Благодаря хорошей переключаемости, сангвиник может интенсивно и продуктивно заниматься, но работа, требующая усидчивости и терпения, его быстро утомляет. Он не всегда доводит дело до конца. Если Вы упрекнете ребёнка-сангвиника за провинность или неправильно выполненное задание, он отреагирует спокойно и даже согласится с Вами, но тут же сделает по-своему. Именно поэтому ошибки, допущенные ребёнком, лучше обсуждать в виде шутки или на каком-то примере.

При выполнении упражнений и заданий соблюдайте следующие правила:

С ребёнком – сангвиником:

– Четко ставьте перед ребёнком цель любой деятельности;

– По возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений;

– Учитывайте его интересы в порученном деле.

Ребёнок-холерик – несдержан, склонен к риску, агрессивен, но незлопамятен. Его речь эмоциональна, порой сбивчива, он как будто всё время куда-то спешит. Этот торопыжка стремится ответить на вопрос ещё до того, как его задали. Он часто говорит не думая, и так же часто оказывается прав. Холерик быстро находит себе интересное занятие и легко заводит друзей. Его мимика подвижна, движения размашисты. Он очень любознателен, но неусидчив. Помогите ему справиться с собственной энергией. Благодаря своей реактивности он многое успеет. Стыдить и ругать его прилюдно – бесполезно. Проявите выдержку и поговорите с ребёнком с глазу на глаз. Постарайтесь обойтись без нотаций, дайте совет, а не приказывайте.

С ребёнком – холериком.

– Перед тем как сесть заниматься, разрешите непоседе вволю набегаться во дворе, а лучше запишите в интересующую его секцию или студию;

– Разговаривайте с ребёнком спокойным ровным тоном;

– Предъявляйте к нему чёткие и обоснованные требования;

– Демонстрируйте перспективы деятельности ребёнка;

– Только положительно оценивайте его деятельность.

Ребёнок – меланхолик очень раним, впечатлителен, застенчив, обидчив, быстро утомляется. У него тихая, слабая неэмоциональная речь, неяркая мимика и жесты. Он как будто постоянно чего-то стесняется и категорически не переносит публичных высказываний в свой адрес. Громкая похвала, как и порицание на глазах у других, может вызвать у него слёзы и желание спрятаться. Такой ребёнок замкнут и может долго обходиться без общения. Волноваться из-за этого добровольного затворничества не стоит. Если он не нашёл себе друзей сразу, значит – присматривается, выбирает того, кто не обидит, с кем будет спокойно и безопасно. Меланхолик рассудителен, любит и умеет работать по инструкции. Ему легче довериться Вам, чем самому «выдумывать велосипед». Старайтесь чаще хвалить его за проявления решительности, учите делать свой собственный выбор.

С ребёнком – меланхоликом.

– Используйте в общении с ребёнком «эмоциональное поглаживание»;

– Создайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми;

– Как можно чаще демонстрируйте достижения ребёнка;

– Объективно оценивайте вклад его действий в общее дело.

Ребёнок-флегматик медлителен, спокоен, малоподвижен, настойчив, осторожен, его речь нетороплива и последовательна, а мимика и жестикуляция не очень выражены. Не имеет смысла заставлять флегматика действовать быстрее. Он работает плодотворно, если только от него не требуют ускоренного переключения на новую деятельность. Ваша задача – спланировать расписание домашних занятий и посещение кружков так, чтобы ребёнок мог со всем справиться. Тогда не придётся всё время опаздывать и извиняться. Если флегматику дать возможность завершить спокойно одно дело, прежде чем приняться за следующее, результаты непременно окажутся хорошими. Он методично и вовремя накормит хомячка, польёт цветы, аккуратно расставит всё по местам. Похвалите его за терпение и усидчивость, ведь дома вы вместе решаете, когда прозвенит «звонок на урок».

С ребёнком – флегматиком:

– Демонстрируйте практический результат выполняемой ребёнком работы;

– Контролируйте выполнение работы на каждом этапе деятельности;

– Используйте положительные методы воздействия;

– Поддерживайте любые начинания ребёнка, проявление его инициативы.

В статье использованы материалы из книги Н.А.Шевердина, Л.Л.Сушинскас, Изд-во «Феникс», 2004 г.

Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Плясова Анна Александровна

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.