Агрессивное поведение – это способ реагирования на внешнюю угрозу. Проблема возникает тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования.
Обычно говорят об агрессивности подростков. Но уже в возрасте 2-3 лет возможны проявления настоящей агрессии, с угрожающими действиями, жестами, звуками, причинами которой чаще всего являются конфликты с родителями, в 4-6 лет причиной агрессии детей чаще выступают ссоры с братьями, сестрами или партнерами по игре. А после 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, компьютерные игры, на¬полненные различными проявлениями зла и насилия.
Очень важно разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка для того, чтобы оказать ему своевременную помощь и поддержку, скорректировать его поведение и помочь наладить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Коррекция агрессии должна строиться именно с учетом той внутренней цели, для достижения которой ребенок использует подобное поведение. При этом важно не только нарушить связь между желаемой целью и агрессивным поведением, но и предложить ребенку другие, социально приемлемые, способы поведения, направленные на достижение тех же целей.
Причины детской агрессии
1. Семейные причины
• Неприятие детей родителями. Родители могут не говорить напрямую ребенку, что его не ждали и не хотели, но ребенок чувствует это, «считывая» информацию с жестов родителей, их интонации. Такие дети стараются любыми способами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать родительскую любовь.
• Безразличие или враждебность со стороны родителей. Очень часто мамы переносят на ребенка свое негативное отношение к супругу, особенно если состоялся развод. Именно поэтому ребенок может называть себя «идиотом», «недоумком», «придурком», «неуклюжим неряхой», так как (со слов матери) «точная копия отца». Ребенок может ощущать себя одиноким, отверженным, а то и обузой, от которой пытаются избавиться: то отправляя пожить к бабушке, то в новую семью отца, то определяя в кадетский корпус.
• Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги существуют в постоянных ссорах, спорах, выяснениях отношений, жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой, либо становится манипулятором.
• Неуважение к личности ребенка. Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.
• Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Одной из причин агрессивного поведения бывает жестокий характер матери или отца. Чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы, не предоставляя возможности быть собой, часто используя в качестве наказания моральную изоляцию. Они вызывают у ребенка не любовь, а страх.
• Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.Избыток внимания ведет к избалованности детей, исполнениям любых капризов. Недостаток внимания – к привлечению внимания к себе, пусть даже негативному.
• Запрет на физическую активность. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии. Особенно это касается детей с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
• Отказ в праве на личную свободу. Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов. Ребенку необходимо свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.
2. «Личные» причины
• Подсознательное ожидание опасности. Если мать во время беременности чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка, то ощущения недостаточной защищенности передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Подсознательно ребенок ждет нападения, видит во всем опасность и старается защититься от нее как может.
• Неуверенность в собственной безопасности. Если семья не дает ребенку необходимой степени защиты, в случае, когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, ребенок становится недоверчивым и подозрительным, а в результате – агрессивным.
• Темперамент, определенные черты характера, а также личный негативный опыт могут провоцировать агрессивные реакции.Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайне неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения.
• Недовольство собой в результате отсутствия эмоционального поощрения со стороны родителей.
• Эмоциональная нестабильность. Если проявления раздражения или негативных эмоций ребенком подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, то в этом случае ребенок переносит свою агрессивность на растения, животных, игрушки, более слабых: братиков, сестричек.
3. Ситуативные причины. Болезнь, плохое самочувствие, общее, нервное переутомление или эмоциональное истощение.
4. Влияние шума, тесноты, температуры воздуха, неприятных запахов.
5. Социально-биологические причины. Очень часто агрессивные реакции детей могут быть обусловлены семейными установками, предрассудками и системой ценностей значимых взрослых. Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.
Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении, как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Среди детей агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.
Пытаясь понять причину агрессивного поведения ребенка, важно вооружиться необходимой информацией в этом направлении, проанализировать также свое поведение и отношение к происходящему, возможно, обратиться к специалистам. Любая из перечисленных выше причин агрессивности ребенка – тема отдельной обстоятельной беседы родителей с психологом.
Литература:
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 2007.
Кравцова Е.Е. Как помочь трудным детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 2004.
Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Буракова Людмила Владимировна