ЦППМСП Колпинского района СПб

Первый раз в первый класс


В настоящее время увеличилось количество учащихся начальной школы, имеющих специфические нарушения письма – дисграфию.

Дисграфия – это серьезная проблема современной общеобразовательной школы. Именно чтение и письмо являются наиболее важными «умениями» при обучении в школе, без овладения которыми процесс обучения практически невозможен.

В связи с этим встал вопрос о профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста, так как причины этого расстройства уходят своими корнями в дошкольный возраст.

Особые критерии готовности ребенка к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения:

1. К школьному возрасту у ребенка должна быть сформирована вся языковая система – звуковая сторона речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением всех звуков.

2. К 6 годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать звуки родного языка в таких близких по звучанию словах как: мишка – миска, бочка – почка, коза – коса и т. д.

3. Готовность детей к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава слов. Это умение выделять первый, последний звук в слове, умение определять количество звуков в слове, умение придумывать слова на заданный звук.

4. Развитие словарного запаса, умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно – ласкательным значением (звезда – звездочка, елка – елочка, шишка – шишечка), умение образовывать слова в нужной форме.

5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, грамматически правильно строить сложные предложения. Должны владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказ – описание.

Наличие у будущих первоклассников и младших школьников даже слабо выраженных отклонений в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы по русскому языку, а следовательно и к дисграфии.

Ниже приведены примеры ошибок учащихся младших классов, имеющих в дошкольном детстве предпосылки дисграфии.

Школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи (произношение, фонематические процессы) – эти дети заменяют и смешивают буквы на письме (суба – шуба, зук – жук, тяй – чай, чветок – цветок и т.п.), испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков.

Школьники, у которых недостаточно развиты процессы звукового анализа и синтеза, ошибки на письме выражаются в пропусках в словах букв или слогов (Жня вместо Женя; моко вместо молоко), в перестановках букв или слогов (говола вместо голова), во вставке лишних букв или слогов (мололоко вместо молоко), в недописывании слов (стен вместо стена). К этой же группе относятся и ошибки, выражающиеся в слиянии нескольких слов в одно (уозера вместо у озера) и в разделении одного слова на части (у пал вместо упал).

Учащиеся, у которых имеется недоразвитие лексико – грамматического строя речи. Исследование устной речи этих детей чаще всего обнаруживает бедность словарного запаса. Это проявляется в том, что дети не могут правильно назвать признаки знакомых им предметов (соль по вкусу кислая, невкусная, горькая; сахар- вкусный, вместо сладкий). Также для этих детей характерно большое количество ошибок при образовании множественного числа существительных (домы вместо дома, ухи вместо уши), ошибки при согласовании существительных с числительными (5 деревий, 2 пеня, 5 пнёв), ошибки при употреблении предлогов (между тетради и книги, около столу). Связные высказывания в процессе обучения в школе вызывают у этих детей трудности. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.

Школьники, у которых недостаточно сформированы зрительно – пространственные представления. Ошибки на письме выражаются в недописывании элементов букв (и вместо ш, л вместо м), в добавлении лишних элементов (ш вместо и), в неправильном расположении элементов букв (в вместо б, б вместо д), в написании элемента буквы сходного с ним (з вместо у, п вместо р).

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения речевого развития своего ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы оказать коррекционную логопедическую помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начато коррекционно – развивающее обучение, тем лучше будет его результат.

Учитель-логопед ГБОУ ЦППРиК
Ширшина Екатерина Викторовна

© 2010-2017 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Голубева Е.В., Чермных М.М.