Педагог-дефектолог Швыдюк Л.О.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Проблема обучения и воспитания детей с ОНР освещалась в исследованиях многих авторов (Левина Р.Е, Лалаева Р.И, Волкова Л.С, Шаховская С.Н.).
Дети с ОНР отстают в формировании экспрессивной и импрессивной речи. У таких детей отмечается нарушение формирования многих частей системы речи, которые относятся к звуковой и смысловой стороне при наличии нормального слуха и интеллекта, всех компонентов системы речи, а конкретно – фонетики, лексики и грамматики. Общение определяется как условие развития ребенка, важный фактор формирования его личности, ведущий вид деятельности человека, которое имеет направление на оценку и познание самого себя через взаимодействие с другими людьми. У многих детей, у которых присутствуют тяжелые нарушения речи, а именно имеющие второй уровень развития речи, часто отмечаются поведенческие нарушения и специфические характерные черты, такие как замкнутость, застенчивость, зажатость. Часто наблюдается эмоциональная возбудимость, беспричинные резкие смены настроения, агрессивность. Эти специфические особенности детей с общим недоразвитием речи приводят к значительным затруднениям в их адаптации в детском коллективе, к снижению возможности вступления в контакт. Большие трудности возникают при необходимости организовать и регулировать речевое поведение, это отрицательно сказывается на общении с окружающими сверстниками и взрослыми. Детям трудно отслеживать смысловую цепочку речевого общения, недостаточно понимают адресованную им речевую информацию. Особое внимание следует обратить на своеобразие формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с такой патологией, как общее недоразвитие речи.Данные нарушения ведут к затруднениям в области общения, трудностям в осуществлении коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению неблагоприятных личностных особенностей, к искажению самооценки, что выражается в трудностях вступления в контакт, в снижении потребности в общении, заинтересованности в контактах, неумении ориентироваться в ситуациях общения, вследствие этого результатом являются проблемы при школьном обучении и в адаптации ребенка в социуме (Грибова О.Е., Чиркина Г.В, Мастюкова Е.М.).
Несовершенство этих компонентов не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Формирование навыков взаимодействия детей с ОНР является одной из первостепенных задач специальных образовательных учреждений по коррекционной работе, так как результат и качественность процесса общения в большинстве находится в зависимости от уровня коммуникативных навыков всех субъектов общения.
Так, у дошкольников с общим недоразвитием речи сформированность коммуникативных навыков отличается неоднородностью и вариативностью, что проявляется в неумении вступать в контакт, общаться со сверстниками, отзываться на эмоциональное состояние 6 окружающих, также в неумении соблюдать моральные нормы и правила, пользоваться определенными средствами общения. Дифференцированный подход должен строиться с учетом различных вариантов недостаточности коммуникативных навыков. В связи с этим представлены задания, направленные на преодоление трудностей в общении.
1. «Необитаемый остров»
Задание проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям представить, что они оказались на необитаемом острове. Педагог задает детям следующие вопросы:
– С чего бы вы начали свою жизнь на острове? – Определите, какие предметы вам необходимо взять.
– Чем будет заниматься каждый из вас?
– Распределите обязанности между друг другом. – Кто будет главным на острове? – Как вы будете защищаться от внезапно появившихся хищных зверей?
– Что вы будете делать, если на острове начнется ураган?
2. «Рукавички»
Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, были бы одинаковыми. Инструкция: «Дети, перед вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Их нужно украсить так, чтобы получилась пара, они должны стать одинаковыми. Чтобы придумать узор, договоритесь между собой, какой узор рисовать, а потом приступайте к рисованию».
Данное поможет планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, дискутировать, точно выражать свои мысли.
3. «Зеркало настроений»
Игра проводится с парой детей. Их объединяют в пары, определяют, кто в каждой паре будет «говорящим», а кто «отражателем». Педагог шепчет на ухо «говорящему» фразу, например: «За мной пришла мама»; «Моя любимая игрушка пропала»; «Конфета была очень вкусной»; «На улице дождливо, и мы не пошли в зоопарк». «Говорящий»
повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал сверстник в момент, когда произносил фразу (грусть, радость, стыд и т.д.). Затем дети меняются ролями. Оцениваются дети «отражатели» и «говорящие».