ЦППМСП Колпинского района СПб

Особенности нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов. Методические рекомендации для учителей начальных классов


В последнее время увеличивается количество детей, имеющих различные речевые проблемы, которые начинают проявляться уже в раннем возрасте. Без должной комплексной коррекции, или даже после логопедической помощи, но в силу сложности и сочетанности речевого нарушения, большинство этих проблем остается у детей и в школьном возрасте. Среди различных нарушений речи в этом возрасте особой группой стоят нарушения письма и чтения. Проблема нарушения письменной речи у школьников одна из самых актуальных проблем школьного образования, поскольку письмо и чтение из целей начального обучения превращается в средстводальнейшего получения знаний.

Частичное расстройство процессов письму и чтения обозначаются терминами дислексия и дисграфия. Применительно к учащимся 1-х классов мы можем говорить не о расстройстве, а о трудности овладения письменной речью.

Нарушение письма выражается в наличии специфических стойких ошибок, которые мы рассмотрим ниже.

I. Замена букв по принципу сходства соответствующим их звуков или ошибки фонематического восприятия.

В основе лежит затруднение в слуховой дифференциации звуков речи. В устной речи это выражается в замене и смешении звуков. Та же картина на письме. По акустико-артикуляторному сходству смешиваются следующие группы звуков:

1) ЗВОНКИЕ – ГЛУХИЕ

  • Д – Т (дрещат, медет вьюга, втрук)
  • З – С (кослики, вазилек)
  • Б – П (попеда, бодарил)
  • Ж – Ш (шдед, ложать)
  • В – Ф (портвель, ворточка, фьюга)
  • Г – К – Х (черемука, клавный, кокда)

2) МЯГКИЕ – ТВЕРДЫЕ

  • всего 15 пар (ден, клюмба)

3) СВИСТЯЩИЕ – ШИПЯЩИЕ

  • С – Ш (сыски, шушим)
  • З – Ж (скажали, прузына)
  • С’ – Щ (сенок, нещёт)

4) АФФРИКАТЫ

  • Ч – Щ (хичный, стущал)
  • Ч – Ц (сквореч, граци)
  • Ч – Т’ (черчит, утитель)
  • Ц – Т (пцицы, цвецет)
  • Ц – С (рельцы, улисы)

5) НЕКОТОРЫЕ ГЛАСНЫЕ

  • О – У (звенит рочей, дедошка)
  • Ё – Ю (клёква, лёбит, тюплый)

Дети, имеющие подобные замены на письме испытывают трудности в усвоении многих грамматических правил:

  • Правописание парных (звонкие – глухие) согласных. Дети имеющие проблемы в фонемном распознавании звуков при подборе проверочного слова (дуб – дубок = дуп) не слышат нужный согласный.
  • Аналогичная картина в правописании глаголов на -тся и -ться. В силу того, что ребенок не распознает твердость или мягкость согласного звука, он не может применять это правило на практике.

II. Искажение звукослоговой структуры слов и нарушение границы между словами.

Это самая яркая группа ошибок, так как ошибки в ней самые несистематические и непредсказуемые:

  1. Упрощение структуры слова (девча – девочка, бт – брат)
  2. Перестановка слогов (моколо)
  3. Лишние буквы (сенег, столол)
  4. Разрыв слов, раздельное написание разных элементов слов (с тол, с мотри, побе жал, я сны й, дере во)
  5. Слитное написание слов:
    – Служебных слов (кдому, надерево, илималенький)
    – Самостоятельных слов (быличудныедни)
  6. Разнообразное смешение границ слов и предложений (удедмо Рза – у деда Мороза)

Основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел навыками языкового анализа и синтеза звукослогового состава слов и поэтому просто не представляет себе их структуры (т.е. количества звуков, слогов в слове, порядка их следования). Дети с подобными проблемами в дальнейшем будут затрудняться в определении морфемного состава слова, будут испытывать трудности при применении грамматических правил, в которых орфограмма находиться в определенной части слова, т.к. он скорее всего будет затрудняться ее выделить.

III. Аграмматизмы на письме.

Для детей, имеющих аграмматизмы на письме, чаще всего бывает характерно отставание в устной речи. Это отставание выражается в бедности словарного запаса и неумении грамматически правильно связывать слова между собой. И тогда аграмматизмы перекачивают из устной речи на письмо. Это очень разнообразные ошибки, которые трудно систематизировать:

  • белый ворона
  • я видели
  • много деревьях и т.д.

Для детей с аграмматизмами на письме особенно трудно практически применять правила на безударные гласные, непроизносимые и сомнительные согласные в середине и конце слова. Это связано с тем, что ребенок, в силу недостаточной развитости лексико-грамматической стороны речи, затрудняется подобрать нужное проверочное слово (хитрая леса – проверочное слово лес, т.к. она живет в лесу).

IV. Замена букв по оптическому сходству.

Эта группа ошибок не связана с устной речью ребенка. Проблемным моментом является недостаточно развитый пространственный гнозис.

  • с – е
  • а – о – с
  • д – у – и
  • м – л – и – ш – щ – ц
  • б – д – в
  • п – т – ш -и и др.
  • “Зеркальное”письмо

Если у ребенка встречаются ошибки такого рода, нужно, в том числе, уточнить не ли снижения зрения. “Зеркальное”письмо характерно для левшей.

Уважаемые коллеги, Вы можете в своей работе предупредить эти проблемы еще в первом классе, на этапе добукварного периода, зачастую несправедливо урезанного программой. Ведь вам дается превосходная возможность развивать у ребенка умение ориентироваться на листе бумаги, на строчке, а особенно важно развивать у детей умение анализировать слова по звуковому и слоговому составу, учить анализировать состав предложения. Не забывайте, что у Вас не зря существуют уроки развития речи. Главным правилом вашей работе при изучении букв должно стать неспешность и планомерность. Очень часто детям не хватает одного урока для того, чтобы у них сформировался четкий образ письменной буквы. Данная проблема усугубляется, как правило, плохим уровнем развития мелкой моторики у детей. Затратив больше времени на изучение букв, Вы сможете предупредить ошибки на смешение букв по оптическому сходству и в дальнейшем облегчить себе работу. Если Вы внимательно изучили материал, изложенный в данной методичке, то Вы должны понять, что не сможете научить детей многим грамматическим правилам, если у них не будет основ, благодаря которым, они смогут правильно применять их на практике.

Если вы встречаете подобные систематические специфические ошибки в работах детей, пожалуйста, направьте таких детей на консультацию к логопеду. Потому что такие дети нуждаются в помощи специалиста и зачастую традиционные подходы (многоразовое прописывание сложных слов, дополнительные диктанты) не только не помогут ребенку, но и могут навредить ему.

Работа над развитием анализа звукового анализа слов

Работа по развитию звукового анализа должна быть каждодневной и целенаправленной, иначе невозможно будет достичь значимого эффекта.

Первые этап. Выделение звука на фоне слова. Ребенку предлагается узнать, есть ли в предъявляемых ему на слух словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р в Слове РОЗА?». Далее предлагается определить наличие этих слов в других словах: КАРТИНА, СЫР, СУШКА… Ребенок должен уловить лишь наличие звука само по себе, без определения места этого звука.

Второй этап. Выделение первого звука в слове. Ребенок должен ответить на вопрос о том, какой первый звук в слове АСТРА. Работа идет от гласных букв к согласным, т.е. ребенок сначала должен научиться правильно выделять первый гласный звук, а только потом переходить к согласным.

Третий этап. Выделение последнего звука в слове. Ребенок должен назвать последние звуки в словах типа: СУП, ТОРТ, КРОТ, ОКНО, ВЕСНА, КЕНГУРУ….

Четвертый этап. Определение место звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала надо убедиться в том, что ребенок понимает значение этих слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, веревки, линейки и т.д. Затем предложите ему определить, в каком месте слова находиться, например, звук Ш. Примерные слова для определения с них места звука Ш: ШТОРМ, ШИЛО, ТИШЬ, КРЫШКА… Потом работа должна идти с другими звуками.

Пятый этап. Определение количество звуков в слове. Начать работу следует со слов из 3 звуков, постепенно увеличивая количество. Переходить на следующий уровень надо постепенно усложняя задания.

Шестой этап. Переходить к этому этапу можно только тогда, когда ребенок прочно усвоил два предыдущих этапа. На этом этапе работа построена на более точном звуковом анализе слов. Ребенок должен назвать какой звук первый, второй, третий и т.д. Постепенно работа усложняется, ребенок должен назвать какой звук находится перед (после) заданного звука, например, какой звук слышится после звука О в слове ВОЗДУХ.

*Седьмой этап. Работа над этим этапом может начаться в параллель с четвертым и пятым. Ребенок должен будет научиться «собирать» слово из отдельных звуков. Сначала работа начинается над звуками, которые по порядку составляют загаданное слово, например, взрослый называет отдельные звуки Д – О – М, ребенок должен назвать слово ДОМ. Работа должна строиться по принципу постепенного усложнения от 3-х звуков и по нарастающей. Когда ребенок уверенно выполняет эти задания, задания усложняются, и ему предоставляются звуки в разнобой, например, О – Н – С, должно получиться слово НОС или СОН. Если ребенок умеет читать, такие задания можно давать и на слух, и в письменном виде.

Восьмой этап. Этот этап самый сложный и переходить к нему можно, когда ребенок уверенно справляется со всеми предыдущими заданиями. На этом этапе ребенок должен, проанализировав звуковой состав слова, вычленить в этом слове другие слова. Например, «Найди, какие слова спрятались в слове МОСТИК. – Там спрятались слова СОМ, ТИК.» и т.д. Если ребенок умеет читать, такие задания можно давать и на слух, и в письменном виде.

Стратегия письма для дисграфиков:

1. Наметь, что ты хочешь сказать. Очень важно сначала изложить на бумаге основные мысли, не сражаясь с правописанием, пунктуацией и т.п. Постарайся для каждого абзаца написать одно ключевое слово или фразу, затем вернись и дополни подробностями.

2. Нарисуй иллюстрацию к мысли, выражаемой в каждом абзаце.

3. Надиктуй свои мысли на диктофон или магнитофон, а потом запиши их.

4. Учись печатать на компьютере! Сначала будет трудно, но потом, когда ты усвоишь расположение клавиш, печатать покажется тебе быстрее и яснее, чем писать от руки.

5. С помощью компьютера организуй информацию и проверяй правописание. Даже если ты не очень хорошо печатаешь, компьютер обязательно поможет в мелочах.

6. Продолжай учиться писать от руки. Даже если это занятие тебя совершенно деморализует, в твоей жизни обязательно будут периоды, когда тебе придется что-то писать от руки и даже делиться написанным с другими. Письмо будет улучшаться, если ты будешь над ним работать.

7. Произноси вслух то, что пишешь. Это даст ценную слуховую поддержку.

Если тебе трудно заучивать списки слов для правильного написания, попробуй вот что:

  • Посмотри на каждое слово, затем закрой глаза и представь его себе зрительно, букву за буквой. Не берись за другое слово, пока не представил себе первое ясно и подробно.
  • Прочитай слово вслух по слогам или даже по буквам, глядя на него, потом отвернись и повтори это несколько раз, а потом уже пиши.
  • Попробуй собрать это слово из буковок в игре “скрэббл” (или “Эрудит” – Адм.), чтобы можно было переставлять буквы, пока слово не станет выглядеть как положено.
  • Разделяй словарные списки на маленькие кусочки по 3-5 слов. После того, как выучишь каждый кусочек – отдыхай.

Рекомендации логопеда детям с нарушениями речи

1. Ежедневно выполняйте перед зеркалом артикуляционные упражнения по 10 минут.

2. Следите за правильным произношением поставленного звука.

3. Не торопитесь, говорите в спокойном темпе.

4. Произносите фразу на выдохе.

5. При чтении в конце каждого предложения делайте паузу.

6. В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова – делайте логические ударения.

7. Если что-либо не получается, не падайте духом. Тренируйтесь, и всё обязательно получится.

Ребёнок должен:

1. Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционные упражнения по 10 минут.

2. Следить за правильным произношением поставленного звука (показывайте ребёнку правильный образец).

3. Спокойно, ненавязчиво поправлять неправильные высказывания ребёнка.

4. Говорить в спокойном темпе на выдохе, требуя того же от ребёнка.

При чтении:

1. В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова – делайте логические ударения.

2. После смыслового отрезка выдерживайте паузу.

3. В конце предложения тоже делайте паузу.

После прочтения этой статьи, скорее всего, у Вас возникло множество вопросов. Вы всегда можете обратиться за консультацией в наш Центр по телефону 469 – 34 – 20. Мы всегда рады помочь Вам.

Учитель-логопед ГБОУ ЦППРиК
Чермных Мария Михайловна
che2m@list.ru

© 2010-2017 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Голубева Е.В., Чермных М.М.