ЦППМСП Колпинского района СПб

Основные принципы работы с родителями, чьи дети имели опыт употребления ПАВ (психоактивных веществ)


Важным этапом в работе с подростками, имеющими опыт проб наркотических веществ, является вовлечение в работу с психологом родителей, а также эмоционально значимых для ребенка взрослых. У детей и подростков, чьи родители не проявляют интереса к психокоррекционной и реабилитационной работе, наблюдается ее низкая эффективность. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональном состоянии ребенка не находят отклика у родителей и ближайшего социального окружения, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

  • Основные принципы работы с родителями:

1. Объяснять некоторые определяющие основы межчеловеческих отношений. Такое объяснение необходимо потому, что внешние признаки поведения ребенка – гнев, раздражительность, агрессия, страх, обида, плач, а также связанные с этими переживаниями поступки детей, их ранняя алкоголизация или приобщение к наркотическим веществам, часто являются вторичными. За каждым негативным переживанием, разрушительным действием или случаем протестного поведения необходимо искать нереализованную потребность.

2. Формировать у родителей правильное отношение к самооценке или чувству самоценности ребенка. Ребенку всегда необходимо внимание к его успехам и признание. Так формируется устойчивая личностная установка и активность. Дети с пониженной самооценкой, несмотря на свои способности, ведут себя или неуверенно, или заносчиво, у них часто возникают состояния психической зависимости, они конфликтуют с родными, сверстниками, учителями, приобретают склонность к алкоголю, наркотикам или противоправным действиям. Ребенок с пониженной самооценкой боится быть отвергнутым или привыкает к тому, что отвергаем.

3. Формировать у родителей уверенность в себе, в решении возникающих проблем. Агрессивные, упрямые дети, дети, употребляющие наркотики, отказывающиеся учиться, дети, не ночующие дома- такие дети могут пошатнуть уверенность в себе у самого стойкого родителя, желающего быть “хорошим родителем”. Прорабатывая эту тему, всегда следует начинать с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров конфликтной и асоциальной семьи.

4. Обсуждение правил общения в семье.

  • Разговаривайте друг с другом:

если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

  • Умейте выслушивать:

внимательно с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

  • Рассказывайте им о себе:

пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходить в себя.

  • Будьте рядом:

важно чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

  • Будьте тверды и последовательны:

не выставляйте условия, которые не он может выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

Эти правила становятся простыми, если входят в привычку. Они помогают родителям устанавливать с детьми отношения взаимного уважения и доверия. И тогда в семье о ребенке знают все, не следя за ним специально, отпускают подростка в компанию, не допрашивая о тех, кто с ним будет, замечают, что с ребенком не все в порядке раньше, чем он пожалуется сам…

5. Информировать родителей о признаках употребления подростком психоактивных веществ.

  • изменение внешнего вида и поведения, в той или иной степени напоминающие состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом, не соответствующем состоянию запахе;
  • изменение сознания: его сужение, искажение или помрачение;
  • частая смена настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие реальной ситуации;
  • изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость;
  • изменение цвета кожных покровов: бледность или наоборот покраснение кожи лица и туловища; необычный блеск глаз или их “мутность”, сильно суженные или расширенные зрачки, не реагирующие или плохо реагирующие на свет; сухость губ, осиплость голоса;
  • изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или, наоборот, обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
  • изменение координации движений, нарушение их плавности, скорости, соразмерности, неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя, нарушение почерка.

Самоизоляция в семье:

  • ребенок избегает общения с родителями;
  • длительные отлучки из дома;
  • нарастающая скрытность;

Учеба и увлечения:

  • резкое снижение успеваемости;
  • потеря интереса к привычным увлечениям;

Изменение в поведении и настроении:

  • нарастающая изворотливость и лживость
  • безразличие ко всему
  • поздно ложится спать и поздно встает, бессонница
  • апатия, сменяющаяся необъяснимой активностью; неадекватное поведение: добродушие и вялость в скандале или раздражительность в спокойной ситуации

Внешность:

  • резкое снижение или увеличение веса
  • неряшливость, отказ от утреннего туалета
  • посторонние запахи от волос и одежды
  • бледность и отечность
  • следы инъекций на руках

Странные находки:

  • камушки или пластилин, завёрнутые в бумагу;
  • неизвестные таблетки и порошки.

Общение:

  • отказ от отношения со старыми друзьями
  • появление подозрительных приятелей
  • разговоры с друзьями ведутся шепотом и непонятными фразами

Перечисленные признаки могут быть представлены частично, быть стертыми и маловыраженными. Следует отметить, что многие из этих признаков не являются доказательством факта приобщения несовершеннолетнего к ПАВ, и родителям целесообразно провести беседу с целью подтверждения или опровержения подозрений об употреблении несовершеннолетним ПАВ.

Педагог- психолог Е.В.Павлова,
зав. кабинетом профилактики зависимого поведения – И.Р.Корнева
ГОУ ЦППРиК Колпинского района.

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.