Важным этапом в работе с подростками, имеющими опыт проб наркотических веществ, является вовлечение в работу с психологом родителей, а также эмоционально значимых для ребенка взрослых. У детей и подростков, чьи родители не проявляют интереса к психокоррекционной и реабилитационной работе, наблюдается ее низкая эффективность. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональном состоянии ребенка не находят отклика у родителей и ближайшего социального окружения, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
- Основные принципы работы с родителями:
1. Объяснять некоторые определяющие основы межчеловеческих отношений. Такое объяснение необходимо потому, что внешние признаки поведения ребенка – гнев, раздражительность, агрессия, страх, обида, плач, а также связанные с этими переживаниями поступки детей, их ранняя алкоголизация или приобщение к наркотическим веществам, часто являются вторичными. За каждым негативным переживанием, разрушительным действием или случаем протестного поведения необходимо искать нереализованную потребность.
2. Формировать у родителей правильное отношение к самооценке или чувству самоценности ребенка. Ребенку всегда необходимо внимание к его успехам и признание. Так формируется устойчивая личностная установка и активность. Дети с пониженной самооценкой, несмотря на свои способности, ведут себя или неуверенно, или заносчиво, у них часто возникают состояния психической зависимости, они конфликтуют с родными, сверстниками, учителями, приобретают склонность к алкоголю, наркотикам или противоправным действиям. Ребенок с пониженной самооценкой боится быть отвергнутым или привыкает к тому, что отвергаем.
3. Формировать у родителей уверенность в себе, в решении возникающих проблем. Агрессивные, упрямые дети, дети, употребляющие наркотики, отказывающиеся учиться, дети, не ночующие дома- такие дети могут пошатнуть уверенность в себе у самого стойкого родителя, желающего быть “хорошим родителем”. Прорабатывая эту тему, всегда следует начинать с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров конфликтной и асоциальной семьи.
4. Обсуждение правил общения в семье.
- Разговаривайте друг с другом:
если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
- Умейте выслушивать:
внимательно с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
- Рассказывайте им о себе:
пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходить в себя.
- Будьте рядом:
важно чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
- Будьте тверды и последовательны:
не выставляйте условия, которые не он может выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
Эти правила становятся простыми, если входят в привычку. Они помогают родителям устанавливать с детьми отношения взаимного уважения и доверия. И тогда в семье о ребенке знают все, не следя за ним специально, отпускают подростка в компанию, не допрашивая о тех, кто с ним будет, замечают, что с ребенком не все в порядке раньше, чем он пожалуется сам…
5. Информировать родителей о признаках употребления подростком психоактивных веществ.
- изменение внешнего вида и поведения, в той или иной степени напоминающие состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом, не соответствующем состоянию запахе;
- изменение сознания: его сужение, искажение или помрачение;
- частая смена настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие реальной ситуации;
- изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость;
- изменение цвета кожных покровов: бледность или наоборот покраснение кожи лица и туловища; необычный блеск глаз или их “мутность”, сильно суженные или расширенные зрачки, не реагирующие или плохо реагирующие на свет; сухость губ, осиплость голоса;
- изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или, наоборот, обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
- изменение координации движений, нарушение их плавности, скорости, соразмерности, неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя, нарушение почерка.
Самоизоляция в семье:
- ребенок избегает общения с родителями;
- длительные отлучки из дома;
- нарастающая скрытность;
Учеба и увлечения:
- резкое снижение успеваемости;
- потеря интереса к привычным увлечениям;
Изменение в поведении и настроении:
- нарастающая изворотливость и лживость
- безразличие ко всему
- поздно ложится спать и поздно встает, бессонница
- апатия, сменяющаяся необъяснимой активностью; неадекватное поведение: добродушие и вялость в скандале или раздражительность в спокойной ситуации
Внешность:
- резкое снижение или увеличение веса
- неряшливость, отказ от утреннего туалета
- посторонние запахи от волос и одежды
- бледность и отечность
- следы инъекций на руках
Странные находки:
- камушки или пластилин, завёрнутые в бумагу;
- неизвестные таблетки и порошки.
Общение:
- отказ от отношения со старыми друзьями
- появление подозрительных приятелей
- разговоры с друзьями ведутся шепотом и непонятными фразами
Перечисленные признаки могут быть представлены частично, быть стертыми и маловыраженными. Следует отметить, что многие из этих признаков не являются доказательством факта приобщения несовершеннолетнего к ПАВ, и родителям целесообразно провести беседу с целью подтверждения или опровержения подозрений об употреблении несовершеннолетним ПАВ.
Педагог- психолог Е.В.Павлова,
зав. кабинетом профилактики зависимого поведения – И.Р.Корнева
ГОУ ЦППРиК Колпинского района.