ЦППМСП Колпинского района СПб

Описание образовательной программы “Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ и социальной адаптации”


Ценностное содержание знаний, умений, навыков вызывает необходимость формирования потребностей и способностей обучаемых к самоосмыслению, самоопределению. Для этого в образовательной программе мы ориентируемся на методику поэтапного формирования умственных действий человека с учетом «ведущей деятельности» (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Следуя данной методике, содержание образовательного процесса и его «технологическая карта» выстраиваются по условным линиям горизонтали и вертикали.
Горизонтальная направленность – это последовательные этапы продвижения учащихся от первого знакомства, ориентации, адаптации в новой среде общения, занятости, репродуктивной деятельности к освоению базовых основ деятельности и области знаний, информации, навыков более высокого уровня, закрепления их в продуктивно-творческих способностях, коммуникативных умениях. На следующих этапах усиливается воздействие на самостоятельность каждого обучаемого, которая проявляется в расширении и углублении его уровня, в авторском творчестве, в активном выражении способности к персонализации: умении жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и с окружающими людьми.
В данной программе горизонтальное деление на этапы соотноситься с возрастом детей и их ведущей деятельностью.
Вертикальная направленность – это движение по этапам естественного формирования умственной деятельности ребенка при обязательном интерактивном изложении и освоении образовательного материала. Это движение во времени, но с возвратом в обучении, периодическим повторением по «спирали», усложнения или углубления содержательной наполненности тематического плана программы.
Обязательным является включение в образовательный процесс методов активного и интенсивного обучения. Отличительными характеристиками таких методов являются:

  1. Активность учащегося и педагога предполагает самостоятельность, свободу выражения, суверенность и наличие собственной позиции.
  2. Акцент в обучении переносится с манипуляций действий учащегося на воспроизводство, проектирование учебных ситуаций.
  3. Многомерность своеобразия и индивидуальности – это особенность учреждения, его образовательная специализация, состояние педагогического потенциала, средств и педагогических технологий, уникальность участков образовательного процесса.
  4. Эффективное, рациональное, экономное расходование человеческой энергии за счет внутренней самоорганизации, совершенства, культурной ценности.
  5. Использование преимуществ неформального коллективного общения. Идейной основой такого общения служит педагогика сотрудничества.
    Основные принципы программы:
    Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, медицинского персонала, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности Центра по созданию модели учреждения для детей и подростков с трудностями в обучении, планированию оптимальной нагрузки обучающихся, созданию максимально благоприятных условий обучения.
    Принцип гуманизма предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения при этом веры в положительные качества и силы человека.
    Принцип системного подхода – организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности и индивидуальные особенности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. «Построить воспитательный процесс по линии естественных тенденций к сверхкомпенсации – значит не смягчать тех трудностей, которые возникают из дефекта, а напрячь все силы для его компенсации, выдвигать только те задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления всей личности под новым углом» (Л.С. Выготский).
    Комплексный характер коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, основанный на системном подходе, определяет также требования к подбору специалистов для проведения данной работы: психологов, логопедов, дефектологов. Зачастую психологические проблемы ребенка невозможно решить без оценки и укрепления его соматического здоровья, преодоления социально-педагогической запущенности, коррекции речевых нарушений и т.д. В связи с этим важно понимать, что программы обучения оказывают более действенными в том случае, когда они носят комплексный характер, осуществляются командой специалистов и направлены на улучшение соматического, психо-эмоционального состояния, формирование необходимых психологических функций и качеств.
    Принцип реалистичности подразумевает учет реальных возможностей ребенка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы.
    Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционной работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.
    Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменение содержания, форм и способов работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на личность ребенка, учитывать его состояние на данный момент.
    Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление психофизического здоровья учащихся.
    Принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.
  6. Принципы педагогического воздействия:
    a. уважение к воспитаннику;
    b. понимание душевного состояния учащегося;
    c. раскрытия мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков;
    d. заинтересованность в судьбе ученика;
    e. толерантность;
    f. эмпатия.
  7. Педагогические технологии:
    a. валеологический подход к организации учебного процесса;
    b. использование здоровьесберегающих технологий.
  8. Принципы лечебной педагогики:
    a. гуманное отношение к детям с особенностями в развитии;
    b. оптимизм;
    c. индивидуально-личностное отношение к ребенку;
    d. преемственность учебно-воспитательных и лечебных мероприятий;
    e. обязательное достижение успехов в обучении;
    f. стимулирование социальной и трудовой активности;
    g. принцип детской защищенности.
    Выше перечисленные принципы ориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его потенциальных возможностей, его внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов друг с другом, педагогов и родителей, педагогов и учащихся; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер учащихся.

Актуальность программы определяется как макро и микро факторами, условиями современной ситуации дисгармоничного развития значительного числа детей и подростков, отмеченными выше, так и увеличением числа детей и подростков, склонных к различным отклонениям в формировании познавательной и эмоционально-волевой сферы, в развитии второй сигнальной системы. Подобные отклонения от гармоничного разностороннего развития ребенка приводят к трудностям в усвоении образовательных программ, школьной адаптации и социума в целом. Организация сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, детей с ОВЗ и инвалидностью определяются необходимостью обеспечения двустороннего процесса – адаптации ребенка с ОВЗ к образовательным учреждениям и адаптации образовательных учреждений – к особенностям и потребностям обучающихся данной категории.
Приоритетным направлением развития образования в условиях его модернизации, внедрения новых образовательных стандартов становится обеспечение прав каждого ребенка на полноценное и свободное развитие, на доступное качественное образование. В организации образовательного процесса данный подход носит личностно-ориентированный, системно-деятельностный и комплексный характер.
Увеличение числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и других различных категорий детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, требует новых подходов к организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовании.
В повседневной жизни и в условиях массовых образовательных учреждений детей этой группы отличает низкий уровень адаптационных возможностей, что проявляется трудностями в учении, проблемами в поведении и межличностном взаимодействии. Практика убедительно доказывает, что, не получив своевременной специальной психолого-педагогической помощи, большая часть детей, находящихся под влиянием различных факторов риска очень скоро оказываются «потерянными» для школы, семьи, общества. Наибольшую остроту проблема обретает уже к средним классам, когда неготовность, неумение, а затем и нежелание учиться и жить в обществе по общепринятым нормам, обретают выраженные асоциальные черты: отклоняющееся от нормы поведение; рост числа школьников с аддиктивным поведением – употребляющих алкоголь, наркотики и другие токсиканты и пр. Это делает проблему не только сугубо педагогической, но и государственной, социально-экономической, требующей не столько обсуждения, сколько принятия безотлагательных мер.
В новых, складывающихся условиях внедрения ФГОС и модернизации образования усиливается роль специализированной деятельности в системе образования, которая обеспечивается комплексом психолого-педагогическойпомощи, оказываемых специалистами: педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывает комплексную помощь, которая включает в себя коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися. Указанные проблемы, характерные для образования в целом, формируют специальный заказ Государственному бюджетному учреждению Центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга на решение проблем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и других различных категорий детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Перед коллективом ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб стоят конкретные задачи, важнейшими из которых являются – раннее выявление особенностей психофизического развития ребенка; диагностика уровня и особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы и речи детей, испытывающих трудности нормативного развития; отслеживание гармоничного прохождения кризисных периодов развития ребенка и помощь при обострении проблем в данные возрастные периоды (кризис 3-х лет, 7-лет, подростковый возраст) и, как следствие, своевременная организация коррекционно-развивающей работы, профилактика возникновения деструктивных проблем в развитии ребенка.
На решение указанных задач нацелена образовательная программа «Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ и социальной адаптации», реализуемая специалистами ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Научная обоснованность программы определяется общенаучными принципами методологии познания: системность (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов) комплексность (К.К. Платонов); теоретические основы и практические методы психологического сопровождения и коррекционно-развивающей деятельности (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, А.А. Осипова, Л.M. Шипицана и др.). В исследованиях психологов, дефектологов, нейрофизиологов (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, В.И.Лубовский, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, А.О.Дробинская, М.Н.Фишман, Н.Н.Малофеев, С.Г.Шевченко, Г.Ф.Кумарина и др.), обосновано положение о том, что в основе имеющихся у детей трудностей развития лежит сложное взаимодействие биологических и социальных факторов, что обусловливает комплексный, междисциплинарный подход к решению проблемных полей разностороннего развития ребенка, находящегося под влиянием различных факторов риска.

Образовательная программа «Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ и социальной адаптации» носит системный и комплексный характер, что позволяет вести профессиональную помощь на междисциплинарном уровне. Реабилитационный процесс, реализующийся в рамках образовательной программы «Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ и социальной адаптации», включает специальные коррекционно-развивающие педагогические, психологические и логопедические мероприятия, направленные на продуктивное развитие ребенка на всех возрастных этапах, что определяет основное содержание данной образовательной программы. Учебные программы специалистов, реализуемые в рамках данной образовательной программы, обеспечивают развитие познавательной, эмоционально- волевой и поведенческой сфер детей и подростков, а также решают логопедические задачи, в частности, коррекцию устной и письменной речи.
Образовательная программа предназначена для обучающихся 0-18 лет, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, для обучающихся имеющих ОВЗ и для обучающихся имеющих инвалидность.
Психолого-педагогической помощь оказывается обучающимся на основании согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Зачисление обучающихся на занятия по программам производится на основании заявления в письменной форме одного из родителей (законных представителей) ребенка (на основании устава ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб) и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (на программы логопедического и дефектологического типа).
Предпочтительными формами работы является индивидуальная и групповая коррекционная работа в зависимости от возрастного периода, социальной ситуации развития и запроса ребенка, работа в малых группах, парах сменного состава, индивидуальная работа с обучающимися.

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.