Ценностное содержание знаний, умений, навыков вызывает необходимость формирования потребностей и способностей обучаемых к самоосмыслению, самоопределению. Для этого в образовательной программе мы ориентируемся на методику поэтапного формирования умственных действий человека с учетом «ведущей деятельности» (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Следуя данной методике, содержание образовательного процесса и его «технологическая карта» выстраиваются по условным линиям горизонтали и вертикали.
Горизонтальная направленность – это последовательные этапы продвижения учащихся от первого знакомства, ориентации, адаптации в новой среде общения, занятости, репродуктивной деятельности к освоению базовых основ деятельности и области знаний, информации, навыков более высокого уровня, закрепления их в продуктивно-творческих способностях, коммуникативных умениях. На следующих этапах усиливается воздействие на самостоятельность каждого обучаемого, которая проявляется в расширении и углублении его уровня, в авторском творчестве, в активном выражении способности к персонализации: умении жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и с окружающими людьми.
В данной программе горизонтальное деление на этапы соотноситься с возрастом детей и их ведущей деятельностью.
Вертикальная направленность – это движение по этапам естественного формирования умственной деятельности ребенка при обязательном интерактивном изложении и освоении образовательного материала. Это движение во времени, но с возвратом в обучении, периодическим повторением по «спирали», усложнения или углубления содержательной наполненности тематического плана программы.
Обязательным является включение в образовательный процесс методов активного и интенсивного обучения. Отличительными характеристиками таких методов являются:
- Активность учащегося и педагога предполагает самостоятельность, свободу выражения, суверенность и наличие собственной позиции.
- Акцент в обучении переносится с манипуляций действий учащегося на воспроизводство, проектирование учебных ситуаций.
- Многомерность своеобразия и индивидуальности – это особенность учреждения, его образовательная специализация, состояние педагогического потенциала, средств и педагогических технологий, уникальность участков образовательного процесса.
- Эффективное, рациональное, экономное расходование человеческой энергии за счет внутренней самоорганизации, совершенства, культурной ценности.
- Использование преимуществ неформального коллективного общения. Идейной основой такого общения служит педагогика сотрудничества.
Основные принципы программы:
Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, медицинского персонала, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности Центра по созданию модели учреждения для детей и подростков с трудностями в обучении, планированию оптимальной нагрузки обучающихся, созданию максимально благоприятных условий обучения.
Принцип гуманизма предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения при этом веры в положительные качества и силы человека.
Принцип системного подхода – организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности и индивидуальные особенности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. «Построить воспитательный процесс по линии естественных тенденций к сверхкомпенсации – значит не смягчать тех трудностей, которые возникают из дефекта, а напрячь все силы для его компенсации, выдвигать только те задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления всей личности под новым углом» (Л.С. Выготский).
Комплексный характер коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, основанный на системном подходе, определяет также требования к подбору специалистов для проведения данной работы: психологов, логопедов, дефектологов. Зачастую психологические проблемы ребенка невозможно решить без оценки и укрепления его соматического здоровья, преодоления социально-педагогической запущенности, коррекции речевых нарушений и т.д. В связи с этим важно понимать, что программы обучения оказывают более действенными в том случае, когда они носят комплексный характер, осуществляются командой специалистов и направлены на улучшение соматического, психо-эмоционального состояния, формирование необходимых психологических функций и качеств.
Принцип реалистичности подразумевает учет реальных возможностей ребенка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы.
Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционной работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменение содержания, форм и способов работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на личность ребенка, учитывать его состояние на данный момент.
Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление психофизического здоровья учащихся.
Принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией. - Принципы педагогического воздействия:
a. уважение к воспитаннику;
b. понимание душевного состояния учащегося;
c. раскрытия мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков;
d. заинтересованность в судьбе ученика;
e. толерантность;
f. эмпатия. - Педагогические технологии:
a. валеологический подход к организации учебного процесса;
b. использование здоровьесберегающих технологий. - Принципы лечебной педагогики:
a. гуманное отношение к детям с особенностями в развитии;
b. оптимизм;
c. индивидуально-личностное отношение к ребенку;
d. преемственность учебно-воспитательных и лечебных мероприятий;
e. обязательное достижение успехов в обучении;
f. стимулирование социальной и трудовой активности;
g. принцип детской защищенности.
Выше перечисленные принципы ориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его потенциальных возможностей, его внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов друг с другом, педагогов и родителей, педагогов и учащихся; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер учащихся.
Актуальность программы определяется как макро и микро факторами, условиями современной ситуации дисгармоничного развития значительного числа детей и подростков, отмеченными выше, так и увеличением числа детей и подростков, склонных к различным отклонениям в формировании познавательной и эмоционально-волевой сферы, в развитии второй сигнальной системы. Подобные отклонения от гармоничного разностороннего развития ребенка приводят к трудностям в усвоении образовательных программ, школьной адаптации и социума в целом. Организация сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, детей с ОВЗ и инвалидностью определяются необходимостью обеспечения двустороннего процесса – адаптации ребенка с ОВЗ к образовательным учреждениям и адаптации образовательных учреждений – к особенностям и потребностям обучающихся данной категории.
Приоритетным направлением развития образования в условиях его модернизации, внедрения новых образовательных стандартов становится обеспечение прав каждого ребенка на полноценное и свободное развитие, на доступное качественное образование. В организации образовательного процесса данный подход носит личностно-ориентированный, системно-деятельностный и комплексный характер.
Увеличение числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и других различных категорий детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, требует новых подходов к организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовании.
В повседневной жизни и в условиях массовых образовательных учреждений детей этой группы отличает низкий уровень адаптационных возможностей, что проявляется трудностями в учении, проблемами в поведении и межличностном взаимодействии. Практика убедительно доказывает, что, не получив своевременной специальной психолого-педагогической помощи, большая часть детей, находящихся под влиянием различных факторов риска очень скоро оказываются «потерянными» для школы, семьи, общества. Наибольшую остроту проблема обретает уже к средним классам, когда неготовность, неумение, а затем и нежелание учиться и жить в обществе по общепринятым нормам, обретают выраженные асоциальные черты: отклоняющееся от нормы поведение; рост числа школьников с аддиктивным поведением – употребляющих алкоголь, наркотики и другие токсиканты и пр. Это делает проблему не только сугубо педагогической, но и государственной, социально-экономической, требующей не столько обсуждения, сколько принятия безотлагательных мер.
В новых, складывающихся условиях внедрения ФГОС и модернизации образования усиливается роль специализированной деятельности в системе образования, которая обеспечивается комплексом психолого-педагогическойпомощи, оказываемых специалистами: педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывает комплексную помощь, которая включает в себя коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися. Указанные проблемы, характерные для образования в целом, формируют специальный заказ Государственному бюджетному учреждению Центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга на решение проблем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и других различных категорий детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Перед коллективом ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб стоят конкретные задачи, важнейшими из которых являются – раннее выявление особенностей психофизического развития ребенка; диагностика уровня и особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы и речи детей, испытывающих трудности нормативного развития; отслеживание гармоничного прохождения кризисных периодов развития ребенка и помощь при обострении проблем в данные возрастные периоды (кризис 3-х лет, 7-лет, подростковый возраст) и, как следствие, своевременная организация коррекционно-развивающей работы, профилактика возникновения деструктивных проблем в развитии ребенка.
На решение указанных задач нацелена образовательная программа «Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ и социальной адаптации», реализуемая специалистами ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Научная обоснованность программы определяется общенаучными принципами методологии познания: системность (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов) комплексность (К.К. Платонов); теоретические основы и практические методы психологического сопровождения и коррекционно-развивающей деятельности (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, А.А. Осипова, Л.M. Шипицана и др.). В исследованиях психологов, дефектологов, нейрофизиологов (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, В.И.Лубовский, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, А.О.Дробинская, М.Н.Фишман, Н.Н.Малофеев, С.Г.Шевченко, Г.Ф.Кумарина и др.), обосновано положение о том, что в основе имеющихся у детей трудностей развития лежит сложное взаимодействие биологических и социальных факторов, что обусловливает комплексный, междисциплинарный подход к решению проблемных полей разностороннего развития ребенка, находящегося под влиянием различных факторов риска.
Образовательная программа «Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ и социальной адаптации» носит системный и комплексный характер, что позволяет вести профессиональную помощь на междисциплинарном уровне. Реабилитационный процесс, реализующийся в рамках образовательной программы «Сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ и социальной адаптации», включает специальные коррекционно-развивающие педагогические, психологические и логопедические мероприятия, направленные на продуктивное развитие ребенка на всех возрастных этапах, что определяет основное содержание данной образовательной программы. Учебные программы специалистов, реализуемые в рамках данной образовательной программы, обеспечивают развитие познавательной, эмоционально- волевой и поведенческой сфер детей и подростков, а также решают логопедические задачи, в частности, коррекцию устной и письменной речи.
Образовательная программа предназначена для обучающихся 0-18 лет, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, для обучающихся имеющих ОВЗ и для обучающихся имеющих инвалидность.
Психолого-педагогической помощь оказывается обучающимся на основании согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Зачисление обучающихся на занятия по программам производится на основании заявления в письменной форме одного из родителей (законных представителей) ребенка (на основании устава ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб) и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (на программы логопедического и дефектологического типа).
Предпочтительными формами работы является индивидуальная и групповая коррекционная работа в зависимости от возрастного периода, социальной ситуации развития и запроса ребенка, работа в малых группах, парах сменного состава, индивидуальная работа с обучающимися.