ЦППМСП Колпинского района СПб

О чем думают подростки 14-15 лет и как их понять. Анализ материалов практической работы.


Личностные качества, о которых много говорят педагоги и психологи часто являются скрытой информацией для самих подростков. Результаты диагностической работы используются и, затем, оседают в папках с документами не доходя до учащихся. Поэтому, проводимые психологами и педагогами тематические беседы и классные часы для подростков могут служить способом передачи нужной информации.

Чтобы понять подростков лучше, чем они живут, что для них важно, определим их актуальные ценности и самооценку. В статье представлены материалы обследования подростков 7-8 классов Колпинского района 2012-2013 учебного года.

Ценностные ориентации, актуальные для подростков (1-5 места):

  • на 1 место по статусу учащиеся поставили Здоровье (29%)
  • на 2 месте Друзья (22%)
  • на 3 месте Счастливая семейная жизнь (19%)
  • на 4 месте Знания (17%)
  • на 5 месте Любовь(13%).

Самооценка, говорящая об уровне принятия себя, уважения к себе:

  • Заниженная – 2% опрошенных
  • Адекватная — 36%
  • Высокая – 62%.

Преобладает высокая самооценка, что, как я считаю, является нормальной для выживания среди стрессов на улице, дома и в школе, а также показателем недостаточно критичной оценки своих действий и эмоциональных реакций.

Среди подростков 14-15 лет сейчас большое количество человек холерического темперамента от 40 до 70% в одном классе, около 50 % с гипертимной акцентуацией. Такими учащимися тяжело управлять в школе, они часто не задумываются о последствиях своих слов, поведения, проявления негативных эмоций. Чтобы суметь помочь таким ребят им нужно предоставить доступные, позитивные знания о себе. Если информация тяжелая, негативная для подростка, необходимо пригласить подростка к психологу, показать варианты работы над собой, взгляда на ситуацию с другой стороны, назвать возможных взрослых помощников. Суицидальные мотивы в этом возрасте связаны с острыми ситуациями в учебной, трудовой, семейной и интимно-личностной сфере. Ресурсы собственного развития, цели, смыслы своей жизни, позитивизм помогут подросткам пережить трудные ситуации.

Двигаться сейчас по жизненному пути подросткам 14-15 лет помогает:

1. Друзья, 2. Родители; 3. Музыка (слушать, петь, играть на музыкальных инструментах); 4. Спорт; 5. Родственники, семья; 6. Творчество; 7. Компьютер, телевизор; 8. Школа, обучение; 9. Любовь; 10. (равное количество голосов) Общение, Цели, Стремление, Отдых, Свобода; 11. Развлечения. Отмечу, что «друзья», «родители, семья», «музыка», «спорт» и «творчество» опережают «компьютер и телевизор», но «школа и обучение» проигрывают одну позицию «компьютеру и телевизору». Для таких учащихся возможна компьютерная зависимость и нарушение эмоциональной близости с родителями и семьей.

Мешает эффективному проживанию своей жизни, по мнению опрошенных учащихся:

1. Лень – мало развитые волевые качества, дезорганизованность, слабое управление своим поведением; 2. Ссоры, драки — среда, принятое поведение; 3. Негативные эмоции (свои), нервы – ребята не справляются с отрицательными эмоциями, нужна помощь медиков, психологов; 4. Усталость – признак переутомления учащихся, отрицательные качества окружающих людей – среда; 5. Проблемная самооценка (завышенная или заниженная) – личностные качества; 6. Проблемы в семье (нет работы у родителей, ссоры в семье) – среда, ближайшее окружение; 7. Компьютер, телевизор – лишняя информация, возможно, страх зависимости у подростков; 8. Учебная сфера (равное количество голосов): Школа, обучение, Ссоры с учителями, Экзамены; 9. Вредные привычки, Государство, Политики – среда, общество; 10. Положительные чувства, эмоции (любовь, доверчивость) – незащищенность, увлеченность в ущерб основным обязанностям.

Ресурсы нравственного развития:

Ценность «Любовь» выбрали 40% (со статусным номером от 1 до 4), ценность «Счастливая семейная жизнь» выбрали 58% опрошенных (ценности №1-4), ценность «мир на планете, в стране» выбрали 7% подростков; ценность «сочувствие и помощь другим людям» выбрали 7% подростков.

Вторичные (по отношению к нравственным) ресурсы:

Контакты высокий и адекватный уровень с родителями: а) с мамой у 95% подростков, б) с отцом у 83%, оптимизм, друзья, общение со сверстниками (высокий, адекватный уровень контактности) у 93%, контакты с учителями эффективны у 82% опрошенных, ценность «друзья» отметили (1-4 статус) 53% подростков. Ценность спорта отметили 25%, « творчества» — 14% подростков. Получение «хорошего образования» (интеллектуальная ценность) названа (в 1-4 пунктах) у 52% ребят 14-15 лет.

Также ресурсом я считаю то, что подросткам мешает жить, у них необходимо стимулировать стремление улучшить свою жизнь, работать над своими недостатками. Это ресурсы: 1. лень, 2. заниженная или слишком завышенная самооценка. Оптимизм и его сознательное развитие – прекрасный воспитываемый ресурс для подростков, ведь люди с позитивным взглядом на мир хорошо адаптируются в сложных условиях жизни и быстрее находят выход из запутанной ситуации.

Все полученные данные могут быть использованы при выборе тем для индивидуальной работы с подростком и его родителями, опекунами.

Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Савранская Елена Алексеевна

© 2010-2017 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Голубева Е.В., Чермных М.М.