ЦППМСП Колпинского района СПб

Несколько ступенек к самостоятельности ребенка. Рекомендации для родителей.


Лучшее время для начала подготовки ребенка к полному освобождению от родительской опеки – это раннее детство, когда отношения зависимости детей от родителей еще не сформированы. Но как раз в это время естественные или природные наклонности старших подсказывают им делать обратное.

Не так уж сложно позволить ребенку есть самому; несколько сложнее научить его самостоятельно одеваться; быть может, лицо и ручки не будут такими чистыми, а голова – такой опрятной, если он будет умываться и причесываться сам; но если мать не научится сдерживать себя, если она не будет позволять ребенку хотя бы пытаться что-то сделать, ушибаться и плакать, то тем самым она задержит развитие ребенка, и независимость будет отложена.

Этот процесс постепенного предоставления независимости должен продолжаться и в годы учебы ребенка в младших классах. Родители должны позволять детям уезжать в летний лагерь, хотя отдых дома может казаться им “безопаснее” Дети должны сами убирать постель, самостоятельно заботиться о домашних животных, без напоминания старших готовить уроки. Одним словом, родители должны поставить перед собой цель – год от года увеличивать предоставляемую детям степень свободы, чтобы по прошествии времени, когда дети выходят из-под контроля взрослых, он им уже не был нужен.
Если эта задача решается правильно, то старшеклассники к окончанию школы уже фактически самостоятельны, несмотря на то, что многие из них продолжают жить с родителями.

Как же развить в ребенке самостоятельность? Вот несколько советов для заботливых родителей.  

  1. Уважение к усилиям ребенка

Мы привыкли думать, что, если говорим ребенку: «Это легко. Ты с этим справишься», то мы подбадриваем его.  На самом деле мы не оказываем ему поддержки. Если он преуспеет в чем-то «легком», то он почувствует, что не достиг ничего особенного. А если он потерпит неудачу, то он потерпит неудачу в чем-то «простом».

Если же мы говорим: «Это непросто» или «Это может быть сложно», то он ставит перед собой другие цели. Если у него получается, он гордится тем, что сделал что-то трудное. Если у него ничего не выходит, он, по крайней мере, может получить удовлетворение от того, что его задание было сложным.

Некоторым родителям кажется, что они обманывают, когда говорят: «Это может быть трудно». Но если посмотреть на задание с точки зрения неопытного ребенка, то становится понятно: когда первое время делаешь что-то новое, это действительно сложно. Избегайте фраз: «Это может быть тяжело для тебя, ребенок может подумать: «Почему для меня? Почему не для кого-нибудь другого».

Конечно, иногда невыносимо стоять и наблюдать, как ребенок борется с чем-то, не предлагая ему ничего, кроме сочувствия. Вместо того чтобы страдать или забирать работу у ребенка и делать ее за него, дайте ему полезную информацию. Например:

  • «Иногда лучше вернуть застежку молнии в самый низ, чтобы потом застегнуть ее нормально.
  • «Иногда лучше скатать пластилин в мягкий комок перед тем, как что-то лепить из него».

Слова «иногда лучше» помогают ребенку избавится от чувства несоответствия.

  1. Не спешите отвечать на вопросы

В процессе взросления ребенок задает ошеломляющее количество вопросов: «Что такое радуга?» или «Почему ребенок не может вернуться туда, откуда появился на свет?» и т.д. Такие вопросы часто ставят родителей в тупик, и они начинают искать в голове быстрый и подходящий ответ. Они зря так напрягаются. Обычно, когда ребенок задает вопрос, он уже немного подумал над ответом. Он использует взрослого в качестве звукоотражателя, который может помочь продвинуться в мыслях дальше.

У взрослого всегда есть время дать «правильный» ответ позже, если он все еще будет важен.

  1. Поиск источника информации

Один из способов уменьшить зависимость ребенка от семьи – это показать ему, что рядом есть большое общество со своими полезными ресурсами, которое только и ждет, когда к нему обратятся. Это могут быть книги, люди, Интернет – ресурсы. Кроме очевидной пользы для ребенка этот принцип также освобождает родителей от постоянной нагрузки.  Внешние источники всегда имеют большее влияние, чем часы бесед с мамой и папой.

  1. Не обсуждайте ребенка в его присутствии, неважно, насколько он маленький

Очень часто дети становятся свидетелями того, как их мать или отец говорят о них же своим друзьям, соседям,  родственникам. Это выглядит приблизительно так:

  • «Ему уже семь лет, но утром он постоянно встает мокрый, не просыпается в туалет».
  • «Не обращайте на нее внимание. Она просто стесняется».
  • «У него походка – точь в точь, как у отца. Также косолапит и подпрыгивает»
  • «Да, волосики у нас прямо скажем – три перышка в шесть рядов».

Когда дети слышат, как их обсуждают, они чувствуют себя предметами, собственностью своих родителей.

  1. Не отвечайте вместо ребенка, если ему адресован вопрос

Также часто в присутствии детей родителям задают следующие вопросы:

«Как ему младший братик (сестричка)?

«Почему он не играет со своей новой игрушкой?»

«Ване нравится ходить в детский сад?»

Настоящим знаком уважения к самостоятельности ребенка будет фраза, обращенная к взрослому: «Ваня может вам сам сказать. Он один знает».

Родителям следует помнить, что на каждом возрастном этапе есть свои правила и принципы, которые способствуют развитию у ребенка самостоятельности.

 Подготовила педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП

Колпинского райоа СПб

Буракова Л.В.

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.