ЦППМСП Колпинского района СПб

Методические рекомендации родителям детей, проявляющих агрессию в поведении и общении


1. Наладьте взаимоотношения со свои ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

• Слушайте своего ребенка;

• Проводите с ним как можно больше времени. Если не можете уделить ребенку достаточно внимания, то не стоит откупаться от него дорогими вещами и подарками. Объясните, почему вы не можете с ним поиграть или пообщаться.

• Рассказывайте ребенку о своем детстве, о детских поступках, неудачах.

2. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь.

3. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить!

4. Если вы сами расстроены или находитесь в состоянии стресса:

• Дети должны знать о вашем состоянии, поэтому говорите о своих чувствах и желаниях;

• Начинайте общаться с ребенком только тогда, когда успокоитесь.

5. Старайтесь предвидеть, предотвращать, избегать такие ситуации, которые могут вызвать у ребенка гнев, агрессию:

• Не давайте ребенку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

• Расскажите ребенку о границах своего и чужого;

• Расскажите о том, что все люди разные: они отличаются по характеру, темпераменту, воспитанию и т.д.

6. К некоторым особо важным событиям ребенка следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

• Изучайте силы, возможности своего ребенка, «прислушивайтесь» к настроению, эмоциональному состоянию ребенка в конкретный момент времени. Никто лучше вас не знает психофизиологические особенности вашего ребенка (его работоспособность, утомляемость, уровень активности и т.д).;

• Если вам предстоит поход к врачу, дальняя поездка, переход в другую школу и т.д., поговорите с ребенком заранее, настройте позитивно, успокойте.

7. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.

8. Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

9. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, общаться, и он может остаться в гордом одиночестве. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и д.

10. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

11. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом, в рисунке, лепке, при помощи игрушек, действий, безобидных для окружающих, в спорте.

12. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно размахивать кулаками. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим “ужасным” поведением.

13. Не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости от своего настроения. Система ограничений и запретов должна быть четкой и стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка. По мере взросления требования нужно пересматривать и по необходимости корректировать. Чтобы не возникало противоречия между новыми возможностями и старыми ограничениями. Ведь ограничение проявлений самостоятельности, инициативы может также послужить почвой для возникновения у ребенка реакции агрессии.

14. Чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут орать при следующей драке. Самое полезное, что могут предпринять взрослые (помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят) — развести детей как можно дальше друг от друга, как боксеров на ринге — в разные углы. А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Тем не менее, если ребенок постоянно ссорится с детьми, родителям стоит прибегнуть к помощи специалистов, например, психолога или социального педагога, чтобы изучить причины такой чрезмерной агрессивности и, выработав профилактическую тактику, помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками или взрослыми.

Литература:

  1. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 2007.
  2. Кравцова Е.Е. Как помочь трудным детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 2004.

Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Буракова Людмила Владимировна

© 2010-2017 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Голубева Е.В., Чермных М.М.