Основные проявления конфликтов на начальном этапе обучения
- Грубый отказ одного ребенка другому
- Вовлечение в игру без согласия
- Случайный толчок или удар в игре
- Месть за обиду с задержкой во времени
- Непринятие в игру
- Случайно или намеренно испорченная чужая вещь
- «Обзывалки», нецензурные оскорбления, насмешки
- которая перерастает в драку
- Желание быть первым в чем-либо
- Желание руководить другими детьми без договоренности
- Выполнение функций учителя
- Трудности дружбы втроем
- Симпатия без взаимности
- Борьба за девочку (мальчика)
- Обман, сплетни
- Доносы, ябедничество
- Хвастовство
- Зависть
- Мало места на парте
- Загораживание возможности пройти, достать вещь
- Личная неприязнь к человеку
- Социальная разница и др.
Самостоятельное разрешение конфликта
В большинстве случаев учащиеся сами способны справиться с конфликтной ситуацией.
Конструктивный конфликт дает возможность добавить в копилку опыта ребенка социальные навыки.
Если вмешательство со стороны педагога необходимо
- Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.
- Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.
- Необходимо найти компромисс, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон.
- Если конфликт не утихает, педагог должен прибегнуть к санкциям в отношении конфликтных сторон.
- После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком.
Косвенные методы погашения конфликта
- Прежде всего, надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
- Педагог общается максимально конкретно без лишних эмоций и воспоминаний о прошлых промашках детей.
- Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
- После этого следует предложение конфликтующим найти выход: «Что будем делать?». Учитель выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
Пути предупреждения конфликтов
- Личный пример общения самого педагога с учащимися, родителями, коллегами.
- Наблюдение за учениками. Важно не упустить момент. Мастерство педагога состоит в том, чтобы заблаговременно заметить назревающий скрытый конфликт.
- Важно поощрять успехи ребенка прилюдно, а неудачи обсуждать наедине.
- Формирование конфликтной компетентности у учащихся на классных часах, развивающих занятиях с элементами тренинга.
Конфликтная компетентность – это освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения.
Задачи занятий:
- развитие умения ориентироваться в конфликтных ситуациях, анализировать их и принимать решения;
- развитие способности к анализу мотивов собственного поведения и поступков других;
- переключение от деструктивных, отвлекающих от учебной деятельности действий к конструктивным;
- формирование адекватной самооценки;
- обучение приемам общения, способам бесконфликтного поведения;
- развитие эмпатии, рефлексии, обеспечивающих конструктивное разрешение открытых и скрытых, межличностных и межгрупповых конфликтов.
Профилактические мероприятия в школе
- Массовые мероприятия (квесты, недели мастер-классов, КВН, фестивали, брейн-ринги), разработки сценариев к праздникам, совместные проекты и т.д..
- Кружки, секции – объединения по интересам (занятие общим делом помогает сплотить коллектив, и выстроить правильную модель поведения в социуме.)
- Ролевые игры: выбор и разбор дела (конфликтные ситуации).
- Метод положительного примера (особенно для младших школьников).
Материал подготовила педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб
Буракова Л.В.