ЦППМСП Колпинского района СПб

Методические рекомендации по профилактике и разрешению конфликтов между младшими школьниками


Основные проявления конфликтов на начальном этапе обучения

  • Грубый отказ одного ребенка другому
  • Вовлечение в игру без согласия
  • Случайный толчок или удар в игре
  • Месть за обиду с задержкой во времени
  • Непринятие в игру
  • Случайно или намеренно испорченная чужая вещь
  • «Обзывалки», нецензурные оскорбления, насмешки
  • которая  перерастает в драку
  • Желание быть первым в чем-либо
  • Желание руководить другими детьми без договоренности
  • Выполнение функций учителя
  • Трудности дружбы втроем
  • Симпатия без взаимности
  • Борьба за девочку (мальчика)
  • Обман, сплетни
  • Доносы, ябедничество
  • Хвастовство
  • Зависть
  • Мало места на парте
  • Загораживание возможности пройти, достать вещь
  • Личная неприязнь к человеку
  • Социальная разница и др.

Самостоятельное разрешение конфликта

В большинстве случаев учащиеся сами способны справиться с конфликтной ситуацией.

Конструктивный конфликт дает возможность добавить в копилку опыта ребенка социальные навыки.

Если вмешательство со стороны педагога необходимо

  1. Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.
  2. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.
  3. Необходимо найти компромисс, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон.
  4. Если конфликт не утихает, педагог должен прибегнуть к санкциям в отношении конфликтных сторон.
  5. После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком.

Косвенные методы погашения конфликта

  1. Прежде всего, надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
  2. Педагог общается максимально конкретно без лишних эмоций и воспоминаний о прошлых промашках детей.
  3. Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
  4. После этого следует предложение конфликтующим найти выход: «Что будем делать?». Учитель выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.

Пути предупреждения конфликтов

  1. Личный пример общения самого педагога с учащимися, родителями, коллегами.
  2. Наблюдение за учениками. Важно не упустить момент. Мастерство педагога состоит в том, чтобы заблаговременно заметить назревающий скрытый конфликт.
  3. Важно поощрять успехи ребенка прилюдно, а неудачи обсуждать наедине.
  4. Формирование конфликтной компетентности у учащихся на классных часах, развивающих занятиях с элементами тренинга.

Конфликтная компетентность – это освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения.

Задачи занятий:

  1. развитие умения ориентироваться в конфликтных ситуациях, анализировать их и принимать решения;
  2.  развитие способности к анализу мотивов собственного поведения и поступков других;
  3. переключение от деструктивных, отвлекающих от учебной деятельности действий к конструктивным;
  4. формирование адекватной самооценки;
  5.  обучение приемам общения, способам бесконфликтного поведения;
  6. развитие эмпатии, рефлексии, обеспечивающих конструктивное разрешение открытых и скрытых, межличностных и межгрупповых конфликтов.

Профилактические мероприятия в школе

  1. Массовые мероприятия (квесты, недели мастер-классов, КВН, фестивали, брейн-ринги), разработки сценариев к праздникам, совместные проекты и т.д..
  2. Кружки, секции – объединения по интересам (занятие общим делом помогает сплотить коллектив, и выстроить правильную модель поведения в социуме.)
  3. Ролевые игры: выбор и разбор дела (конфликтные ситуации).
  4.  Метод положительного примера (особенно для младших школьников).

 

Материал подготовила  педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Буракова Л.В.

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.