ЦППМСП Колпинского района СПб

Методические рекомендации педагогам в поддержании и сохранении психического здоровья учащихся в школе


Учебные занятия — серьезный труд для детей (особенно для детей младшего школьного возраста), они предъявляют большие требования к организму ребенка. Из трех видов деятельности ( умственной, физической и статической) статическое напряжение является наиболее утомительным и вызывает наиболее неблагоприятные физиологические сдвиги в организме. Ребенок может долго бегать, играть, ходить, совершать разнообразные движения (двигательная активность у детей очень велика), а неподвижное стояние или сидение дается детям ценой больших усилий. Немалую трудность для учащихся начальной школы представляет статическое напряжение, которое они испытывают при сидении за партой. Сидение — это не пассивное состояние, а активный процесс, направленный на преодоление силы тяжести и поддержание головы в вертикальном или слегка наклоненном положении. При этом ряд мышечных групп — шейных, затылочных, спинных, мышц тазового пояса — находятся в состоянии постоянного напряжения.

Психическая утомляемость тормозит работу мозга и влияет на уровни допамина – вещества, связанного со стимулированием чувства мотивации и усилий. Детям становится трудно сосредоточиться. Для этого возраста есть особенность в деятельности ЦНС. Это слабость тормозных реакций, чем объясняется малая продолжительность активного внимания, составляющая лишь 15?20 мин.

Итак, учебные занятия представляют для ребенка серьезные трудности, которые преодолеваются ценой физических и нервно-психических усилий. В процессе самой учебной деятельности создаются достаточные предпосылки для возникновения утомления. Большинство учеников младших классов быстро устают даже от двадцатиминутных нагрузок, не говоря уже о целом уроке. Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психо-эмоционального напряжения, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала.

Создание и поддержание психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, является одной из главных целей и ценностей современного образования. Неоценимое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного и физического благополучия ребенка.

Комплекс несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим учебного процесса, призван помочь отдохнуть и перестроиться на следующий этап работы. Упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности по усмотрению учителя.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

К ухудшению мозгового кровообращения приводит малоподвижный образ жизни, недостаток физических упражнений и длительная сидячая работа, особенно если при этом голова остается долгое время в одном и том же неизменном положении. Еще хуже, если голова постоянно остается неподвижной, будучи при этом несколько наклоненной в одну сторону.

Упражнения с наклонами и поворотами головы повышают эластичность кровеносных сосудов, питающих мозг, вызывают их расширение. Все это вместе с ритмичным дыханием через нос увеличивает приток кислорода к клеткам мозга, улучшает умственную работоспособность. Выполнять такие упражнения лучше стоя.

Далее можно выполнить самомассаж. Дети самостоятельно делают поколачивание пальцами рук по всей поверхности головы, как будто идет сильный «дождик».

Для того, чтобы глазки учеников расслабились необходимо посмотреть в разные стороны, рисовать глазами круг, просто резко зажмуриться и открыть глаза несколько раз.

Для пальцев нужны разминочные физминутки. В начале растираем ладони до теплого состояния, а потом трясем. Но кроме этого существует ещё множество упражнений: изобразить бег лошадок пальцами одной руки на ладошке другой, надуть воображаемый шарик, раздвигая пальцы в стороны, закрывать и раскрывать цветок из соединенных кистей рук, где пальчики играют роль лепестков, и масса других.

Есть определенные упражнения для того, чтобы утомить мышцы; а утомленные мышцы автоматически, без сознательных усилий, сами собой расслабляются. Остаётся лишь внимательно наблюдать за процессом расслабления. Для этого вытянуть руки перед собой, резко и сильно выполнять перекрестные движения. Еще, как вариант, может быть работа с плечевым поясом. Потянуть плечо к уху и расслабить его, потом другое. Выполнять эти движения можно быстро.

Это может быть приятнее, чем от души потянуться. Сидя за партой, поднимаем руки вверх и будто хотим дотянуться до потолка.

Следующее упражнение можно назвать «Возьмитесь за уши, друзья!» Оно поможет быстро настроиться на выполнение важной работы. Обхватываем руками уши и тянем их вниз, потом в стороны и вверх, а в конце сделать легкое похлопывание.

Упражнение «Веселые восьмерки» доставляет детям удовольствие. Для этого представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). В воздухе «рисуем» плавными, непрерывными движениями эти восьмерки:

– глазами;

– подбородком;

– плечом;

– вытянутой рукой;

– грудной клеткой.

Позвоночник растущего организма устает, наверное, быстрее всего. Сидя подолгу за партами, дети выгибают спину, ложатся на парту, а неправильные сумки искривляют плечи, несмотря на все предостережения. Такие состояние учеников учитель должен определять сразу, и немедленно проводить подвижную физминутку.

1. Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед.

2. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной.

3. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине.

4. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. В конце движения тело расслабляем.

Следующее упражнение снимает стресс статичной позы. Выполнять его надо стоя. Дети легко и непринужденно поворачиваются влево и вправо. При этом руки висят расслаблено, как веревки.

Такие простые движения придают бодрость, а значит, улучшают восприятие новой информации, уменьшают остроту эмоционального напряжения. Это поможет детям быстрее решить стоящую перед ними задачу и найти дополнительные нестандартные решения.

Литература:

1. Сполдинт Дж. Обучение через движение. – М., 1992.

2. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

3. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми. – М., 2003.

Педагог-психолог ГБОУ ЦППРиК
Юферева Ольга Васильевна

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.