ЦППМСП Колпинского района СПб

«Медиативные технологии в работе ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб»


Противоречия между людьми неизбежны, хотя бы в силу присущих им различий – различий в характерах,  жизненном опыте, занимаемых позициях и отношении к жизни. То, чем заканчиваются конфликты, зависит от того, как мы воспринимаем такие ситуации, и как себя ведём в них.

Одной из самых актуальных и острых конфликтных ситуаций для подростков и их родителей в современной школьной реальности представляются  ситуации, связанные с пропусками занятий,  ссорами и конфликтами между учениками, невыполнением домашних заданий и т.п.

Проблемы эти при всей их серьёзности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода.  Подростки часто склонны не доверять взрослым и не принимать от них помощь. Нередко родители склонны испытывать чувство вины за «ошибки» своих детей и рассматривают их как следствие своих собственных ошибок  в воспитании. Очень важно, чтобы чувство вины уступило место чувству ответственности за дальнейшие события и поступки подростков. Только так взрослые будут способствовать разрешению проблем и конфликтов, которые возникают у их детей. Важно также не утратить контакта и взаимопонимания с самим подростком.

Одним из способов разрешения конфликтных ситуаций в образовательном  учреждении является организация работы службы медиации.  На базе    Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга также создана   районная  служба медиации, которая осуществляет работу с конфликтными   ситуациями несовершеннолетних, а также организует работу по методическому сопровождению школьных  служб медиации, созданных в образовательных учреждениях  района.

В систему работы районной службы медиации входят следующие мероприятия:

  • профилактический классный час «От конфликта к сотрудничеству»
  • подготовка подростков для работы в школьных службах медиации по программе «Юный психолог»
  • профилактика буллинга с использованием программы «Мы — команда!»
  • проведение супервизии для членов школьных служб медиации

Для решения конфликтных ситуаций несовершеннолетних специалистами районной службы медиации ГБУДО ЦППМСП Колпинского района разработана «Технология разрешения внутришкольных конфликтов».

Основная цель «Технологии разрешения внутришкольных конфликтов» – не наказать виновника, а помочь ему  справиться со своей бедой, разобраться в ситуации.

Важно показать, что подросток  не будет иметь на себе клеймо правонарушителя, и в дальнейшем ему нечего будет стыдиться. Ведь в подобной ситуации нарушитель порядка зачастую испытывает чувство вины и стыда, что в свою очередь мешает конструктивному разрешению конфликтной ситуации.

Структура «Технологии разрешения внутришкольных конфликтов»

  1. Предварительная работа

 — беседа с виновником конфликта (нарушителем)

  1. Разбор конфликтной ситуации.

 — составление плана действий по оказанию помощи нарушителю.

  1. Заключительная часть.

 — подведение итогов.

  1. Предварительная работа.

Произошёл инцидент, при  котором подросток пришёл в школу в нетрезвом виде (алкогольном или наркотическом опьянении). Предварительная работа посредника на этом этапе заключается в проведении бесед.

Беседа с нарушителем.

Посредник выясняет, признаёт ли человек свою вину. Задаются вопросы: Что произошло? Проговариваются вопросы, которые будут задаваться нарушителю на стадии разбора конфликтной ситуации, чтобы он был психологически подготовлен. Назначается дата, время и место разбора конфликтной ситуации.

Основной аргумент в пользу присутствия нарушителю на разборе конфликтной ситуации —  это реальный шанс восстановить доверие и отношения с администрацией школы. Задача посредника объяснить, что предметом обсуждения станет не нарушитель как личность, а его поступок. Важно также сообщить, что при этом он будет не один, с ним может прийти друг или значимый взрослый (тренер, учитель, родственник), присутствие кого-либо из родителей обязательно.  Необходимо, чтобы на этапе предварительной беседы нарушитель признал свою вину.

Важность предварительных бесед:

  1. Предоставление возможности пострадавшей стороне выразить свои негативные эмоции.
  2. Снижение тревожности перед разбором конфликтной ситуации за счёт проговаривания возможных вариантов развития событий.
  3. Посредник объясняет свою роль в ситуации разбора конфликтной ситуации: не предлагать готовых решений, а следить за порядком проведения разбора конфликтной ситуации.
  4. Если нарушитель отказывается принимать на себя ответственность за содеянное, и посреднику не удаётся убедить его на этом этапе, то проведение основного этапа – разбора конфликтной ситуации может не состояться.
  5. Разбор конфликтной ситуации в соответствии с разработанным строгим сценарием, в котором прописано, что спрашивать и в какой последовательности. Следовать сценарию необходимо, для того чтобы предать официальный статус происходящему.

Основная цель этой стадии – составление плана действия по восстановлению отношений и доверия с администрацией школы и оказание помощи нарушителю:

—   составляются чёткие предписания для нарушителя;

— назначаются ответственные за соблюдение предписаний. Посредники не могут быть ответственными.

— прописываются последствия невыполнения предписаний (например, исключение из школы, передача дела в прокуратуру, в Комиссию по делам несовершеннолетних).

  1. Заключительная часть.

После разбора конфликтной ситуации и составления плана действий по оказанию помощи нарушителю, посредники оформляют план  на бумаге в двух экземплярах, а присутствующим предлагается продолжить беседу в неформальной обстановке. Разбор конфликтной ситуации происходит в кругу. План подписывается нарушителем с одной стороны, и ответственными за соблюдение предписаний, с другой. Посредники план не подписывают. Конфликт считается разрешённым.

Авторы – составители:

Павлова Е.В., Касторнова Ю.Ю., Корнева И.Р., Зуева И.Л,

педагоги-психологи ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

© 2010-2017 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Голубева Е.В., Чермных М.М.