ЦППМСП Колпинского района СПб

Керлинг-родители и керлинг-дети или как научить как научить ребенка трудиться и преодолевать трудности. Практические советы родителям


Современные родители стараются оградить ребенка от всех проблем и неприятностей с раннего возраста. Но, оказавшись в среде ровесников в детском саду или на детской площадке, ребенок с удивлением замечает, что он многого не может. Или может что-то делать только с помощью родителей. Чем позже это происходит, тем больнее воспринимаются неудачи.

В школе такие дети при малейших трудностях на уроке отказываются выполнять задание, в разные стороны летят ручка и тетрадь, а ребенок кричит или плачет. Некоторые дети сразу говорят: «Я не смогу это сделать», «Я не хочу это делать», «Все равно у меня ничего не получится» и т.п.  Количество таких детей в современной школе с каждым годом все больше и больше.

Керлинг-родители: откуда и почему они берутся?

В скандинавских странах придумали очень точное определение для родителей, которые расчищают путь для своего ребенка, убрав с дороги все потенциальные опасности. И ребенок легко катится по гладкой дороге.

Керлинг-родители исключают опасность свалиться с высокой ветки, еще только заметив, что ребенок подошел к дереву. И… раз и навсегда запрещают ребенку лазать по деревьям. Для таких родителей горки на детских площадках слишком крутые, слишком железные, турники травмоопасные, коньки скользкие, а бассейн очень глубокий. Посуда, если ее моет ребенок, может разбиться, а столовым ножом он может порезаться.

Керлинг-родители постоянно водят ребенка, даже уже вступившего в подростковый возраст, за руку. Это они все время подстраховывают, поддерживают, делают вместо, помогают даже в самом простом и элементарном, таким образом, воспитывая «керлинг-детей».

Если родители до 3-4 лет стараются сами кормить ребенка, опасаясь, что он разольет суп, если во время игр стараются все время подстраховывать, то ребенок быстро привыкает, что все его проблемы решаются сами собой. Родителям, которые уверены, что детство у детей должно быть беззаботным, необходимо задуматься над тем, не слишком ли опекают они своего ребенка. Ведь ему скоро предстоит столкнуться с множеством трудностей, а его не научили самостоятельно решать свои проблемы.

Поведение ребенка невозможно изменить за один день. Винить в этом кого-либо, кроме себя, родителям не стоит. Мы сами создаем условия, в которых для малыша не существует «надо», а по мере его взросления вдруг вспоминаем, что в жизни нужны еще и такие качества, как ответственность, усидчивость, терпение и усердие. Забываем, что это мы должны научить наших детей трудиться и научить их преодолевать трудности. Так почему же дети не хотят прилагать усилия? Вот несколько основных причин.

  • Возможность получить все сразу

Стремясь дать ребенку все самое лучшее, обеспечить максимальный комфорт и защитить от сложностей внешнего мира, родители впадают в гиперопеку. Ребенку достаточно сказать, что он хочет что-то вкусное, и мама несется сломя голову за печеньем или конфетами. Хотя вполне логично предложить подождать, потому что скоро обед, и на десерт будет вкусненькое. Если ребенок заскучал и требует играть, то с вероятностью 99% уже через 5 секунд у него в руках окажется телефон или планшет. А ведь логичней предложить ему поиграть с игрушками, пока мама освободится от домашних дел. В результате ребенок привыкает получать все и сразу, ни о каких «надо» речи нет. На самом деле, способность отложить удовлетворение сиюминутных желаний является развитием очень важного навыка – эффективно функционировать в состоянии стресса или в критической ситуации.

  • Недостаток социального взаимодействия

Все чаще родители заменяют электронными гаджетами общение ребенка с внешним миром. А что происходит на самом деле?  Маме удобно, а ребенок не приобретает навыков общения и взаимодействия в обществе. Общение со сверстниками должно быть живым и регулярным. Это помогает устанавливать контакты, решать конфликты и, естественно, знакомиться с правилами, установленными в обществе. Это первое знакомство с общественными «надо».

  • Веселье в режиме «нон-стоп»

Часто можно услышать от родителей первоклассников: «Он у меня такой неусидчивый! Ну совершенно не может высидеть даже половину урока!».  А это — результат того, что в свое время ребенка не научили терпению и организованности.

Что происходит, когда малыш теряет интерес к какому-то занятию? Он говорит маме: «Я больше не хочу», и мама сразу же предлагает ему другое занятие! Но иногда стоит сказать: «Хорошо, можешь просто отдохнуть. Или займись тем, что тебе нравится». Это заставит ребенка искать способы себя занять. А если родители постоянно кружатся вокруг и все делают для удовлетворения его потребностей, то такого же поведения он ожидает и в школе: если надоело слушать урок, то учитель должен сразу поменять тему или вообще отправить на перемену. Ему ведь так хочется! А когда ожидания не оправдываются, начинаются проблемы с учебой и поведением.

  • Дети правят миром

Современные тенденции воспитания – ни в чем не ограничивать ребенка. Конечно, на ребенка не следует сильно давить или применять физические наказания, но следуя за его желаниями, родители забывают о своей прямой обязанности – о воспитании. И не ребенок должен руководить воспитательным процессом! Формирование здорового мировоззрения невозможно без ответственности и чувства долга, а значит, в воспитании обязательно должно быть понятие «надо».

Практические советы родителям

  1. Не надо бояться устанавливать рамки.Наличие определенных ограничений, графика и режима дня – залог того, что ребенок будет расти здоровым и полноценно развиваться. Ребенок должен понимать, что есть время для сна, приема пищи, игр, прогулок, занятий, и что «делу время — потехе час».
  2. Ограничивайте доступ к гаджетам, заменяя их общением.Проще всего при первых же капризах дать ребенку планшет, телефон или включить телевизор. Ребенок, сразу получая желаемое, привыкает, что для этого достаточно заплакать или можно закатить истерику. Моментальное удовлетворение детских потребностей не дает развиваться таким важным навыкам, как терпение, умение самому занять себя. У ребенка не развивается фантазия, он не умеет играть самостоятельно, он привык получать готовое развлечение, не прикладывая усилий.

Необходимы совместные занятия. Отправляйтесь вместе кататься на велосипедах или роликах, играйте всей семьей в настольные игры, увлеките ребенка кулинарией (дети обожают возиться с тестом). Такой подход важен и для развития ребенка, и для формирования психоэмоциональной связи и доверительных отношений между родителями и детьми.  

  1. Воспитывайте в ребенке терпение, учите его ждать.Ребенок должен уметь самостоятельно себя занимать. Придерживайтесь следующей тактики.
  • Ожидать и немного скучать – это нормально. Такое состояние дает первый толчок к развитию творческих способностей, поскольку приходится самому придумывать, чем заняться. И, конечно, он выбирает наиболее интересное для себя направление.
  • Постепенно старайтесь увеличивать промежуток времени для ребенка между его «я хочу» и «я получаю».
  • Откажитесь от простых решений типа гаджетов для удовлетворения желаний ребенка.
  1. Учите ребенка выполнять монотонную работу.Если ребенку неинтересно выполнять какие-то обыденные действия, то это вовсе не означает, что его надо от них освободить. Да, может показаться достаточно скучным – раскладывать свои вещи по полочкам или расставлять игрушки, но ребенок должен знать, что это надо делать обязательно. Это развивает усидчивость, старательность и ответственность, которые ему необходимы в первую очередь в школе. Можно добавить элементы игры в эти занятия, разнообразить их.
  2. Развивайте социальные навыки.Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками. Никакие гаджеты не заменят живого общения! Оно является ключевым для нормальной социальной адаптации. В социуме ребенок быстрее освоит и значение слова «надо». Например, «надо уметь делиться с друзьями», «надо играть по правилам», «надо иногда уступать и уметь проигрывать» и т. д. Реальное общение само по себе вынуждает даже маленького человечка учиться взаимодействовать в определенных рамках.

Дети в семье во всем берут пример с родителей. Об этом стоит помнить матери и отцу, когда они желают воспитать в своих детях какие-либо качества. Чаще всего родителям важно, чтобы ребёнок рос внимательным и культурным, был добрым, помогал слабым, делился, был прилежным, умел доводить начатое дело до конца.

На своем жизненном пути дети, так же, как и взрослые, могут сталкиваться с трудностями и проблемами. То, как они реагируют на них, зависит от множества факторов. Одни могут пасовать и пытаться избегать проблем, другие «кидаются» в бой, не задумываясь о последствиях, а третьи пугаются, тревожатся и хотят, чтобы проблему решили взрослые. Реакция ребёнка на препятствия не появляется просто так. Прежде, чем «выдать» ее, он уже имеет определенный опыт поведения. Поэтому так важно родителям научить детей не прятаться от проблем, а уметь правильно переживать их, не бояться трудностей, а уметь справляться с ними.

С уважением к вам и вашему труду в деле воспитания детей,

педагог-психолог ГБУ ЦППМСП Буракова Людмила Владимировна

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.