ЦППМСП Колпинского района СПб

Как улучшить память… Методические рекомендации для родителей, учащихся и педагогов


Основные принципы заучивания

1. Не переходите к другому абзацу, материалу, пока не поймете смысл предыдущего.

2. Заинтересуйте изучаемым материалом. Свяжите, если можете, с самого начала, с предыдущим материалом, с практическим применением.

3. Не учите слишком много за один раз, но и не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части (например, 30 стихотворных строк не следует учить по 3 строчки, лучше учить 3-мя группами по 10 строчек в один раз).

4. Учите материал в определенный час, это становится своего рода условным рефлексом.

5. Часто повторяйте учебный материал, больше обращайте внимание на активное повторение, т.е. закрыв книгу, проговаривать на память или конспектировать (излагать в письменной форме).

На активное повторение следует отводить не менее 50% времени. Между повторными чтениями нужно выдержать 5-10 минут. Если читать 6 раз подряд, запоминается хуже, чем прочитать текст 2 раза с перерывом.

Повторяйте в следующем порядке: в первый день – 2-3 повторения; во второй – 1-2; в третий – по одному повторению. 30 повторений за 1 месяц эффективнее 100 – за 1 день.

6. Учите уроки по 30-40 минут, сочетая предметы, противоположные по содержанию. Например, после русского языка не учите литературу, а математику, затем историю и т. д.

7. Время суток и сила памяти.

У человека понижается память в период от 12 до 14 часов и от 2 до 4 часов. Наиболее «сильная память» у детей утром с 8 до 12 часов и днем с 14 до 17 часов.

Правильный процесс повторения при запоминании прочитанного

Это упорное чередование чтения (восприятия) с припоминанием про себя, а затем рассказом прочитанного. Причем надо повторять (если заучиваете) текст – будь проза или стихи – не по частям, а в целом. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в книгу, лучше «загляните» в память.

При повторениях не следует переутомляться. Через 40-50 минут полезно делать перерыв на 10-15 минут. Полезно и повторять перед сном, а также утром на свежую голову.

Очень эффективен метод логического ассоциативного запоминания.Запоминая что-либо из прочитанного, надо не просто зазубривать факты и описания, а стараться подобрать к ним какие-то известные вам аналогии. Тогда в будущем сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения. Поможет ассоциативная обработка материала.

Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое.

Но, развивая память, надо знать – тренировки не самоцель, а лишь вспомогательное средство. Как бы при этом не пришлось вспоминать мудрые слова: память «намозолил» — все перезабыл.

 

Правила обращения с памятью  

1. Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Ставь цель запомнить надолго.

3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться.

5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

6. Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.

7. После математики учи историю , после физики – литературу: память любит разнообразие.

8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы,  диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, — действуй!

9. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные – разбивай на части.

10.  Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.

 11. Если получил задание  во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Фефилова Марина Владимировна

Список литературы:

Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная Развиваем память и внимание. — М., 2005.

© 2010-2017 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Голубева Е.В., Чермных М.М.