Основные принципы заучивания
1. Не переходите к другому абзацу, материалу, пока не поймете смысл предыдущего.
2. Заинтересуйте изучаемым материалом. Свяжите, если можете, с самого начала, с предыдущим материалом, с практическим применением.
3. Не учите слишком много за один раз, но и не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части (например, 30 стихотворных строк не следует учить по 3 строчки, лучше учить 3-мя группами по 10 строчек в один раз).
4. Учите материал в определенный час, это становится своего рода условным рефлексом.
5. Часто повторяйте учебный материал, больше обращайте внимание на активное повторение, т.е. закрыв книгу, проговаривать на память или конспектировать (излагать в письменной форме).
На активное повторение следует отводить не менее 50% времени. Между повторными чтениями нужно выдержать 5-10 минут. Если читать 6 раз подряд, запоминается хуже, чем прочитать текст 2 раза с перерывом.
Повторяйте в следующем порядке: в первый день – 2-3 повторения; во второй – 1-2; в третий – по одному повторению. 30 повторений за 1 месяц эффективнее 100 – за 1 день.
6. Учите уроки по 30-40 минут, сочетая предметы, противоположные по содержанию. Например, после русского языка не учите литературу, а математику, затем историю и т. д.
7. Время суток и сила памяти.
У человека понижается память в период от 12 до 14 часов и от 2 до 4 часов. Наиболее «сильная память» у детей утром с 8 до 12 часов и днем с 14 до 17 часов.
Правильный процесс повторения при запоминании прочитанного
Это упорное чередование чтения (восприятия) с припоминанием про себя, а затем рассказом прочитанного. Причем надо повторять (если заучиваете) текст – будь проза или стихи – не по частям, а в целом. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в книгу, лучше «загляните» в память.
При повторениях не следует переутомляться. Через 40-50 минут полезно делать перерыв на 10-15 минут. Полезно и повторять перед сном, а также утром на свежую голову.
Очень эффективен метод логического ассоциативного запоминания.Запоминая что-либо из прочитанного, надо не просто зазубривать факты и описания, а стараться подобрать к ним какие-то известные вам аналогии. Тогда в будущем сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения. Поможет ассоциативная обработка материала.
Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое.
Но, развивая память, надо знать – тренировки не самоцель, а лишь вспомогательное средство. Как бы при этом не пришлось вспоминать мудрые слова: память «намозолил» – все перезабыл.
Правила обращения с памятью
1. Заучивай с желанием знать и помнить.
2. Ставь цель запомнить надолго.
3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
4. Начинай повторять до того, как материал стал забываться.
5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.
6. Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
7. После математики учи историю , после физики – литературу: память любит разнообразие.
8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, – действуй!
9. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные – разбивай на части.
10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
11. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Фефилова Марина Владимировна
Список литературы:
Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная Развиваем память и внимание. – М., 2005.