ЦППМСП Колпинского района СПб

Как сделать вынужденное одиночество младшего школьника полезным


Ученики проводят в школе 6-8 часов ежедневно. У большинства младших школьников после уроков  «продленка», «внеурочка», подготовка к праздникам, репетиции и т.п. В течение всего этого времени каждый ребенок находится на виду у всех остальных. В школе негде уединиться: ни в классе, ни в столовой, ни на перемене в коридоре. От такой усиленной публичности некоторые школьники устают; одни из них становятся чересчур беспокойными, суетливыми, при малейшем поводе обижаются, плачут или пускают в ход кулаки; другие – могут уснуть прямо на уроке. Придя домой, такие дети испытывают острую потребность в уединении.

Дома дети обычно сами выискивают потайные уголки. Если у ребенка нет своей комнаты, где он может побыть наедине с собой, то он может (как в более раннем возрасте) устраивать “домики” под столом, в шкафах, “убежища” под одеялом. Так уставший от публичности ребенок восстанавливает свои психические силы и в то же время осваивает новый для себя опыт – общения с собой, развивая способность к внутреннему плану действия, самоконтролю и рефлексии. Родители, идущие навстречу своим детям в их желаниях уединиться, спрятаться, способствуют развитию личности ребенка и укреплению его психического здоровья.

Но если ребенок оказывается в ситуации, когда ему нужно находиться дома после школы (после окончания уроков или после “продленки”) одному, его одиночество вынужденное. Конечно, родители стараются не оставлять детей одних, особенно первоклассников. Однако бывает и так, что уже со второй четверти первого класса ребенок самостоятельно проводит время до возвращения родителей из школы.

Как помочь ему не чувствовать страх, быть организованным, самостоятельно выполнять домашние задания или хотя бы что-то из заданного на дом сделать на черновике?

Уважаемые родители!

Мы попробуем дать несколько рекомендаций, которые сделают одиночество не таким удручающим и тревожным, а со временем помогут развить в ребенке способность самому распоряжаться временем, которое он проводит дома один.

  1. Составьте вместе с ребенком список дел, которые ему предстоит выполнить до прихода мамы и папы. Список может быть в виде таблицы, в которой ребенок будет отмечать выполнение очередного пункта. Для самых маленьких школьников список может быть подробным. Например: 1. Ты пришел домой. Проверь, хорошо ли закрыл дверь. 2. Переоденься, повесь одежду на плечики (в шкаф) 3. Вымой руки с мылом. 4. Возьми в холодильнике еду и разогрей в микроволновке”. И т. д.. Что касается времени. Научите своего ребенка разбираться по часам. Но иногда и во втором классе дети путаются в стрелках механических часов. А потому режимные моменты можно сопровождать рисунками часов со стрелками, обозначающими определенное время.
  2. Каждый вечер можно договариваться с ребенком, чем он будет заниматься во время, обозначенное в списке как “свободное”. Возможно, он по вашему заданию прочитает, как лучше ухаживать за своим питомцем. Кого-то больше привлекает чтение книги, а кого-то – возможность конструировать модели самолетов. Кто-то любит придумывать истории и делать к ним иллюстрации, а кто-то устраивать импровизированные концерты. Главное, чтобы ребенку было чем поделиться вечером, а вам – быть спокойными относительно того, что у сына или дочки есть какое-то интересное дело.
  3. Перед первым самостоятельным возвращением из школы необходимо проговорить правила безопасности: относительно самостоятельного передвижения по улице, правил поведения в транспорте, дома, разных непредвиденных ситуаций и т.п. Проговаривать эти правила необходимо не один раз, а регулярно, но не запугивая ребенка, а по возможности обыгрывая ситуации.
  4. Договоритесь о времени, когда вы будете созваниваться друг с другом. Пусть таких контактов будет несколько. Обязательно находитесь на связи в то время, которое было оговорено (или вообще в любое время, тем более что мобильная связь это позволяет), иначе ребенок может нафантазировать непонятно что. Если же все звонки происходят вовремя, у сына или дочки складывается представление о том, что мама и папа всегда в пределах досягаемости и могут в случае чего примчаться на помощь. Даже в случае постоянной связи с ребенком, не забывайте иногда делать контрольную проверку (убеждаться), действительно ли ребенок в настоящее время дома, действительно ли он обедает (делает домашнюю работу, играет и т.д.), а не сидит в это время у друга, играет на детской площадке за несколько кварталов от дома или «гуляет» по магазинам.
  5. Обсуждая события за день, следуйте принципу “обсуждать – но не критиковать”. Возлагать надежду на то, что ребенок выполнит все пункты по списку времяпрепровождения, не стоит. Во всяком случае, на это может потребоваться несколько месяцев, а то и весь период младшей школы. К выполнению более сложной домашней работы следует переходить после того, как усвоены самые основные моменты (ребенок без труда поддерживает в порядке свою школьную форму, может самостоятельно разогреть обед, не забывает выключить плиту и воду, выполнить уроки и др.).
  6. Особо оговаривается время просмотра телевизора, компьютерных игр. Если ребенок и без того испытывает в одиночестве чувство страха, то телевидение может напугать его еще больше. Даже если, просмотрев программу телепередач, вы убедитесь в том, что детективов и “ужастиков” в дневной период нет, вы не получите гарантии того, что ребенок не увидит что-то, от чего его с головы до ног охватит чувство страха. Поэтому если без телевизора не обойтись, лучше посоветуйте ребенку передачи, которые будут ему интересны и полезны. Это могут быть мультфильмы, музыкальные или спортивные передачи, передачи про путешествия или о животных. То же касается и компьютерных игр.
  7. Если ребенок боится оставаться дома один, найдите возможность избавить его от одиночества. Опасно, разрушительно для психики ребенка постоянно преодолевать этот страх. Борьба со страхом отнимает все силы. Если к этому прибавляется недовольство родителей: насмешка над трусостью, резкость в оценке ситуации, психика ребенка переживает двойную нагрузку: страх и отчаяние, безвыходность, незащищенность. При этом невротическое развитие неизбежно.
  8. Накануне вечером и утром перед уроками старайтесь создать дома спокойную обстановку, убеждайте ребенка в том, что он смелый и самостоятельный. Будьте сами уверенны и доброжелательны. Тогда, скорее всего, и ребенок сможет поверить в то, что проблема “один дома” не такая уж страшная, как казалась вначале.

С уважением к вам и вашему труду в деле воспитания детей –

педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Буракова Людмила Владимировна

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.