ЦППМСП Колпинского района СПб

Как избежать аутодеструктивного поведения у подростка?


Актуальность профилактики аутодеструктивных форм поведения подростков обусловлена постоянной трансформацией общественно-экономических и социально-психологических отношений, негативным влиянием некоторых деструктивных аспектов школьного и семейного воспитания, воздействием СМИ и стереотипов массового сознания, а также такими особенностями подросткового возраста, как повышенная чувствительность, эмоциональная нестабильность, отсутствие опыта преодоления серьезных неудач, представления о ценности собственной жизни и здоровья. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост числа суицидов, а также проблем, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, другим саморазрушающими действиями подростков.

Аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение является формой девиантного (отклоняющегося) поведения –  это действия, направленные на нанесение прямого или косвенного вреда собственному соматическому или психическому здоровью.

В настоящее время наиболее распространенной  его формой является аутоагрессивное поведение, которое в свою очередь подразделяется на  суицидальное и парасуицидальное. Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем. Парасуицидальное поведение – нанесение человеком самому себе телесных повреждений, порезов, царапин острыми предметами без цели лишения себя жизни, связанное с мотивами самонаказания за реальные или мнимые проступки, с общей неудовлетворенностью собой и своей жизнью, с желанием облегчить душевную боль при психологических травмах.

Самыми актуальными формами  (аутодеструктивного) саморазрушающего поведения в подростковой среде являются:

  • пищевая зависимость (булимия и анорексия) – нарушения пищевого поведения, возникающее из-за особенностей характера человека, его отношения к тому, как его воспринимают окружающие.
  • аддитивное поведение –злоупотребление психоактивными веществами – алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение)
  • фанатическое поведение (вовлеченность в деструктивно-религиозный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением).
  • деятельность с выраженным риском для жизни – это экстремальные виды спорта, превышение скорости при езде на автомобиле и т.п. Такое поведение часто социально одобряемо, окружающие восхищаются «смелостью» и «мужеством» таких людей, хотя эти «увлечения» несут явную угрозу жизни и здоровью.

Важнейшими факторами риска аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте являются субъективное ощущение подростком невозможности совладания с жизненными трудностями и успешного разрешения задач возраста, выраженность психологических защитных механизмов, эмоциональный дискомфорт, сверхсильная зависимость от других, низкая значимость ценностей осмысленности жизни. Вследствие этого актуальной задачей педагогической и психологической практики является формирование благополучной, социально адаптированной личности, способной к саморазвитию и реализации своего творческого потенциала.

Решающая роль в профилактике самоповреждающего  поведения отводится семье. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, здесь  он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Можно выделить следующие основные профилактические задачи родителей:

  1. Создать условия для воспитания полноценного психически здорового ребенка. Любить и понимать своего ребенка.

Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым. Любить ребёнка значит ограничивать его, когда это нужно, а когда нужно — возлагать на него ответственность за других, хвалить, если он достоин похвалы, налагать разумный запрет на того, кому запреты необходимы.  Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

  1. Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни (положительные эмоции, оптимизм) . Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не совсем по душе. Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и взрослыми.
  2. Сформировать у подростка четкие установки. Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал – встань и продолжай идти!» Самое ценное – это человеческая жизнь. Из любой трудной жизненной ситуации есть выход.
  3. Уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся, занятости подростков во внеурочное время.
  4. Обучить искусству укрепления здоровья как физического, так и психического. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
  5. Необходимо серьезно отнестись к тому, что интересует подростка в интернет- пространстве. Записи в блогах, разговоры, книги, которые он читает, фильмы, которые смотрит. При правильном отношении все это можно вовремя заметить и предотвратить нарушения в психо-эмоциональном состоянии. Просто часто близкие не придают этому значения. И ведь такое внимание действительно может предотвратить беду.

Но самое главное, что могут и должны сделать родители,  это донести до своего ребенка как можно раньше, и, возможно не раз еще повторить: «Что бы ни случилось в жизни, ты всегда можешь прийти ко мне, и я не буду тебя осуждать. Нет ничего такого, чего я не смог бы тебе простить. Я никогда тебя не брошу». Ребенок должен слышать эти слова. Он должен знать, что его любят всяким, и что бы он ни сделал – родители его поддержат и поймут.

Корнева Ирина Робертовна,

заведующий кабинетом профилактики зависимого поведения,

педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Павлова Екатерина Владимировна,

педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.