«Хоть ищи, хоть свищи, но, пока не прочтёшь, ничего не поймёшь» Сущевская С.А.
Овладение чтением является сложной и напряженной для ребёнка работой, требующей от него много интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. У некоторых детей процесс овладения чтением осложняется ещё и тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс ещё более сложным и приводит к стойким нарушениям чтения, поэтому не случайно проблема дислексии, и ее коррекция представляет большой интерес для логопедов, учителей начальных классов и других специалистов.
Изучение нарушений чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидно, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственной отсталости, есть и другие, которые не могут овладеть грамотой, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие. В настоящее время этот вопрос остается одной из самых актуальный проблем логопедии. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, ограничение дислексии от ошибок чтения иного характера чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми. Овладение грамотой представляет собой одно из важных условий адаптации аномальных детей.
Существуют разные определения понятия «дислексия», например М.Е.Хватцев (1969) определяет дислексию, как частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропуском предлогов, союзов, замещением слов, пропускам строчек).
Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Рейнхольд считает, что встречается особая врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, отмечают наследственную предрасположенность при дислексии.
На сегодняшний день возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. По данным Т.А.Алтуховой 1994, Р.И.Лалаевой 1998, А.Н.Корнева 1997, Л.Ф.Спировой 1980, Р.Е.Левиной 1939, Р.А.Каше 1961, И.К.Колповской 1961 отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения. Школьник, страдающий дислексией не может, правильно понять читаемое задание на любом уроке, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого учащегося. Такие дети тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируются своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в последующем у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи этим детям значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Таким образом, коррекция нарушения чтения наиболее успешна при раннем её начале, а профилактика более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. У детей с речевой патологией часто встречается предрасположенность к дислексии. Так как у этих детей в анамнезе присутствует перинатальная патология, обусловленная токсикозами, несовместимостью резус фактора крови матери и плода, недоношенностью беременности и другими причинами, эти дети состоят на учёте у невропатолога. Для детей с речевой патологией характерны нарушения в моторной сфере: артикуляторная моторика, общая моторика, а так же недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. У большинства детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, нарушения фонематического восприятия, неготовность к элементарным формам звукового анализа и синтеза, нарушения лексико-грамматического строя речи, низкий словарный запас и недостаточно развитая связная речь. Для этих детей характерны особенности развития высших психических функций: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, ограничения объема памяти, трудности восприятия, и т.д. Таким образом, профилактика дислексии у детей с речевыми нарушениями является актуальной.
Основной целью коррекционного воздействия является формирование тех психических функций и процессов, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса чтения. Поэтому с целью профилактики дислексии у детей с нарушением речи на занятиях по обучению грамоте проводится систематическая работа по:
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие слогового синтеза.
- Развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении.
- Расширение и уточнение лексического запаса учащихся.
- Развитие зрительно – пространственных функций.
Хочу предложить вам игры и задания для профилактики дислексии, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте.
Игры на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
- Найти букву, среди графически сходных. Например: А, Л; П, Н, И; Р, В; и т.д.
- Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.
- Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
- Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
- Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
- Дописать букву.
- Назвать буквы наложенные друг на друга.
- Определить правильно и неправильно написанные буквы.
- «На что похожа буква?»
- Конструирование букв из элементов.
- Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счётных палочек.
- Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.
- Изготовление букв из семечек, гороха, фасоли, гречки
- Письмо по манной крупе, на песке.
- Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.
- Выкладывание букв с помощью ниток, шнурков.
На занятиях обязательно используются и заучиваются с детьми стихи про буквы:
На калитку посмотри
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок!
Букву Г я не боюсь,
Г не злой, а добрый гусь.
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М
А теперь смотри, дружок:
В нашей строчке гребешок.
Не могу никак понять:
Что им можно расчесать?
Букву С писать не просто.
С как серп кривой и острый.
Для закрепления зрительного образа буквы соотносятся с каким – либо сходным предметом по величине и форме: О – колесо, З – змея, С – серп, полумесяц.
Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий и игр:
- Определить количество слогов в названных словах – поднять соответствующую цифру.
- Игра «Хлоп – топ». Отхлопывается количество слогов в слове, а затем делается столько шагов вперёд, сколько слогов в слове.
- Игра «Домики». Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.
- Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1;2;3. В первом вагоне размещаются слова-картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех.
- Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя – машина).
- Определить пропущенный слог в названии картинок.
- «Угадай, кто к нам пришел?» Заранее готовятся игрушки, дети – угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка – миш, ка – зай, са – ли).
- Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.
- Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.
- По сюжетной картинке назвать слова из 1;2;3 слогов.
- «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивали слоговую структуру слова, дети отгадывали, что это за слово (по картинкам).
Список литературы
- Бунина Е.Д.. Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма. / Дефектология. 1996. №3 с.42.
- Корнев А.И.. Нарушения чтения и письма у детей.- С-Пб., 1997.
- Костромина С.И., Негаева Л.Г.. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 1999.
- Лалаева Р.И.. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-Пб., 2002.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- С-Пб., 2001г.
- Новиковская О.А.Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. СПб., М. 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. 1993.
Учитель-логопед ГБОУ ЦППРиК
Беликова Наталья Николаевна