ЦППМСП Колпинского района СПб

Если Ваш ребенок боится… (рекомендации для родителей)


Если ребенок жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.

 Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

У каждого возрастного периода есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.

От 6 месяцев до одного года дети боятся громких звуков, незнакомых людей, смены  обстановки, неожиданной ситуации, разлуки с матерью, а также реагируют тревогой на тревожное состояние матери.

От 1 до 3 лет дети продолжают бояться разлуки с родителями, незнакомых людей (хотя этот страх уже становится меньше), появляется страх наказания со стороны родителей, страх врачей, а также темноты, замкнутого пространства, одиночества;

От 4 до 6 лет актуальны  страхи сверхъестественных и сказочных существ, страшных снов, страх животных, физической травмы, болезни и операции, природных стихий (грозы, наводнения и др.), огня и пожара, нападения бандитов, разлуки с родителями, появляется страх смерти (собственной и смерти родителей);

От 7 до 11 лет появляются страхи, связанные с поступлением и учебой в школе, например, страх опоздания в школу, страх тестов и контрольных работ, неудач в школе или спорте, игре; страх утраты любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников)и т. д. Продолжают оставаться актуальными страхи смерти и физической травмы, заболеваний; реальных катастроф; темноты и темных мест; зловещих людей (хулиганов, наркоманов, грабителей, воров и т.п.); отдельных животных (пауков, змей, крыс и др.)

В подростковом возрасте выходят на первый план страхи, связанные со школой и социальным взаимодействием (страх сделать что-то не так, быть отвергнутым сверстниками, одиночества, собственной непривлекательности, критики со стороны взрослых, физического насилия и др.).

Причины возникновения детских страхов

  • Пережитая ранее травмирующая ситуация.
  • Запугивание ребенка в воспитательных целях.  
  • Общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу.
  • Недостаток внимания родителей.
  • Недостаток физической активности.
  • Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий.
  • Нестабильная атмосфера в семье.
  • Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола.
  • Агрессия матери по отношению к ребенку.
  • Психологическое заражение страхами в процессе общения.
  • Наличие у ребенка психических расстройств.
  • Наличие у ребенка невроза, проявлением которого являются страхи,  не свойственные  возрасту, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.
Как избавить ребенка от страхов?

Самым действенным способом устранения страхов будет налаживание взаимоотношений в семье.

Тем не менее, существует множество способов преодоления тревожности, страхов. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания ребенка

Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Отождествляя себя с героями сказки, ребенок учится решать детские проблемы.

Игротерапия

В игре детям намного проще справиться с травмирующей ситуацией, поскольку страх предстает значительно ослабленным, а значит, его легче преодолеть.  Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, подражать любимым героям, бесстрашным персонажам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.

Арт-терапия(изотерпия)

Ребенок рисует свой страх, затем проводится анализ изображения. По завершении беседы листок можно сжечь, порвать, сделать нарисованное чудовище смешным и т.д.

Песочная терапия

Рисование песком помогает ребенку лучше раскрыться и проработать свои эмоции, в том числе и страхи. Кроме того, игры в песочнице улучшают мелкую моторику, раскрепощают и снимают внутреннее напряжение.

Помощь детского психолога, психологическая коррекция детских страхов помогает уменьшить их интенсивность и негативное влияние на жизнь ребенка, улучшить качество его жизни.

 

В нашем Центре используются такие методы коррекции детских страхов, как арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия.

Ведется групповая работа по программе «Коррекция тревожности и страхов».

 Подготовила педагог-психолог

ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Котова Светлана Александровна

© 2010-2017 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Голубева Е.В., Чермных М.М.