ЦППМСП Колпинского района СПб

Детская ревность: старшие и младшие дети


Рождение ребёнка – это чудо природы, никогда не перестающее удивлять. «До сих пор не могу понять, откуда он взялся, ведь в прошлом году его не было!» – с восхищением говорил один молодой папа. Родители чувствуют себя создателями, людьми, расширившими собственное бытиё. Первый ребёнок получает с самого начала своего существования огромную заботу и внимание со стороны взрослых, его самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Зачастую первенец становится центром, вокруг которого вращается жизнь семьи, и каждое его достижение вызывает восторг у взрослых. Поэтому первые дети часто подсознательно занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне». Они становятся зависимыми от других людей,  требуют постоянного внимания, гарантий любви и уважения.

Большое влияние на развитие личности первого ребёнка имеет рождение второго. Дети, как правило, хотят, чтоб в их семье был малыш. Часто первенцы прямо просят «купить» братика или сестричку. Их желание понятно – в семье им нужен равноправный друг для игр. Некоторые дети хотят попробовать себя в роли опекуна и учителя.

Однако тут очень важно быть искренним с ребёнком и не переборщить, разукрашивая перспективу появления братика или сестрички. Надо обязательно обсудить с первенцем то, что новорожденный будет сначала беспомощным, требующим много внимания и заботы всех членов семьи. И только через некоторое время можно будет играть с ним вместе. Внимание и забота старшего ему тоже необходимы, однако маленькие  дети требуют осторожного  обращения. Этот разговор нужен для того, чтобы поддержать положительное эмоциональное отношение к новорожденному – такому, каким он будет на самом деле. Иначе ребёнок может почувствовать себя обманутым. Так один трёхлетний мальчик, встретив мать с новорожденным, после непродолжительного знакомства с ним заявил: «Что же вам такое дали в магазине? Он же ничего не умеет делать!»  Другой мальчик попытался поиграть с новорожденным. Мать не разрешила. Тогда он обиженный ушёл и пробормотал: «Говорили, что мне привезут мальчика в подарок, а теперь даже подойти к нему не дают!»

Когда в семье появляется новорожденный,  даже у тех детей, которые с нетерпеньем ждали его, в душе часто возникает  чувство отверженности, появляется ревность. Эти чувства более или менее знакомы всем первенцам, но не у всех они одинаково интенсивны. И не всегда полностью негативны, так как имеют определённый психологический смысл – поощряют ребёнка к поиску новых форм поведения в семье. Изменения в семье при благоприятных условиях становятся стимулом, толчком в развитии личности первого ребёнка. Они могут способствовать преодолению эгоизма, направлять энергию ребёнка на утверждение себя в более зрелых формах общения с родителями, в помощи другим, в творчестве и т.д. Однако, когда негативные чувства слишком интенсивны, они могут стать причиной глубоких психологических проблем. Иногда дети, пытаясь восстановить тесное общение с матерью, начинают вести себя, как новорожденные: они становятся плаксивыми, капризными, перестают пользоваться горшком, требуют, чтобы их кормили, носили на руках. Таким поведением дети пытаются удержать мать возле себя: «Если мать заботится о беспомощном малыше, может быть, поступая как он, я смогу вернуть себе мать?»

Бывает так, что прежде покладистый и нежный ребёнок становится грубым и упрямым после рождения брата или сестры. Конечно, таким поведением тяжело заслужить  благосклонность и любовь родителей, однако для отчаявшихся детей «лучше упрёки и наказания, чем быть забытым».

Все первенцы чутко реагируют на изменение эмоционального баланса в семье после рождения второго ребёнка. Как же должны вести себя в этот период родители? Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы  отношения со старшими детьми внешне не изменились. Необходимо, чтобы в общении с ребёнком остались те «ритуалы любви», к которым ребёнок привык: вечерние игры, чтение сказок, беседы, телесный контакт с матерью и т.д. Старайтесь уделять внимание старшему ребёнку, проявлять к нему нежность и избегайте восхищения малышом в его присутствии. Пройдёт несколько месяцев и первенец привыкнет к необходимости делиться мамой и папой с  новорожденным и найдёт своё место в структуре семьи. Надо поддержать стремление старшего ребёнка  стать опекуном и учителем для младшего, не отвергать помощь в ухаживании за малышом. Это поможет ему занять новую позицию в семье, почувствовать свою значимость.

Этот сложный период в жизни семьи далеко не всегда протекает гладко. Часто появление нового члена семьи и связанные с этим перемены сопоставимы  для первенца со свержением с престола. Ребёнок, ранее бывший в центре внимания, вдруг ощущает себя в стороне от жизни семьи. Его привилегированное место самого маленького в семье занял другой ребёнок. Возникает ревность. Старший ребёнок опасается, что младший полностью вытеснит его из сердец родителей и окончательно лишит их любви. Ревность – это чувство неразделённой любви. Чувство ревности не является следствием чьей-либо ошибки. С ним неизбежно встречается  каждый человек, живущий в обществе. Насколько успешно ребёнку удастся с ним справиться, во многом определит его способность в дальнейшем строить отношения с окружающими людьми.

Страх стать нелюбимым родителями хотя бы однажды пережил каждый ребёнок. В детстве малыш ещё не способен понять, что можно одновременно любить нескольких человек. Он нуждается в постоянном подтверждении своей уверенности в том, что родители им очень дорожат. Каждому ребёнку совершенно необходимо как можно чаще слышать от родителей, что они его любят.

Чтобы уберечь наших детей от ревности следует внимательно к ним присматриваться и при проявлении первых  признаков этого чувства давать ребёнку возможность рассказать о нём. Внимательно выслушайте ребёнка  и скажите, что вы понимаете его и  не сердитесь на него. Можно сказать примерно следующее: «Это вполне естественно испытывать чувство ревности в детстве. Я тоже испытывала его, когда была маленькой. Может быть, ты вообразил, что младший братик (сестричка) займёт твоё место в семье, и тебя будут меньше любить? Поверь, мы с папой очень любим вас обоих! Твой братик (сестричка) ещё маленький, и тебе не так уж интересно общаться с ним, ведь он пока ничего не умеет делать. Когда он подрастёт, вы сможете играть вместе. Очень надеюсь, что вы найдёте общий язык и станете друзьями».

Общение детей в семье не обходится без ссор. Обычно родители точно не знают, кто именно и почему затеял ссору или спор. Не стоит поддерживать и поощрять одного ребёнка и осуждать другого. Вы рискуете пробудить в  душе одного из них ощущение несправедливости и подлить масло в огонь ревности. Особенно это актуально, если мы сразу обвиняем во всём старшего ребёнка только потому, что он старший.  Для того чтобы успокоить ссорящихся ребятишек, будет правильным, прежде всего, выслушать претензии каждого из них к другому. Если конфликт вышел за рамки допустимого, надо просто развести их по разным комнатам и поговорить с каждым малышом в отдельности. Им следует объяснить, что они не обязаны любить один другого, но должны с уважением относиться друг к другу и не изводить ни себя, ни окружающих придирками и претензиями. Не следует искать виновного – никто никогда не признает за собой вины.

Бывает так, что мать или отец действительно отдаёт предпочтение одному из своих детей. Может быть, он заметили в нём способности, которые оказались ему близки. Может быть, он действительно ближе духовно к одному из своих детей. Как быть? Будьте мудрее! Не обижайте своих детей невниманием. Старайтесь быть справедливыми и по мере сил делить любовь и заботу поровну между всеми детьми.

Какое положение ребёнка в семье является самым благополучным? Нет однозначного ответа. Положение первого, второго и последующих детей имеют свои преимущества, и свои сложности.

Существует ли идеальная разница между младшими и старшими детьми?  Не существует. Не придумано ещё стратегии, которая позволила бы уберечь детей от ревности в одной семье. Если не давать ревности выходить наружу,  создавать условия, при которых ребёнок не может выразить свои чувства,  то он может попытаться силой защитить свои права, или предпочтёт регрессивное развитие,  или будет часто болеть и т.д.  Застраховать детей от ревности и соперничества невозможно, но можно помочь ребёнку справиться с болезненными переживаниями. Выслушайте ребёнка, не возмущайтесь его скверным поведением, найдите для него правильные, нужные слова, верный подход. Чаще говорите ребёнку, как вы его любите, проводите с ним больше времени, выражайте свои нежные чувства словами, улыбками, жестами, прикосновениями.

   Каждый ребёнок уникален и имеет единственный и неповторимый характер, интересы, потребности. Попытайтесь взглянуть на мир глазами ребёнка и понять те сложности, которые возникают пред ним. Тактично направьте на  более правильный путь. Более терпимо отнеситесь к индивидуальным проявлениям личности ребёнка, к его проблемам и ошибкам. Поднимите его уверенность в себе, выражая ему свою любовь и безусловное принятие: «Ты мне нравишься, ты мне дорог такой, какой ты есть». Этим вы будете способствовать формированию ярких личностей, уважающих себя и окружающих.

Педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб

Беляева Людмила Иннокентьевна

© 2010-2017 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Голубева Е.В., Чермных М.М.