Использование цифровых инструментов является по настоящему актуальной сейчас. В период пандемии covid-19, цифровизация образования, набиравшая обороты ранее проявила себя в полной силе. Миллионы родителей, педагогов, специалистов помогающих профессий, находящихся в фокусе нашего повествования, столкнулись с цифровой средой. И как показывают многочисленные опросы и статистические данные, впечатления у многих остались негативные или как минимум смешанные.
- Родители столкнулись с необходимостью быть в роли педагога, преподающего весь спектр предметов школьной программы.
- Педагоги были вынуждены стать педагогическими дизайнерами, разработчиками собственных образовательных программ на новом технологическом уровне.
- Детям, учащимся, пришлось учится распределять своё время, учиться работать в новых форматах, перераспределять свои силы.
Почему такая ситуация возникла? В настоящий момент существует множество серьезных научных трудов, исследований старающихся рассмотреть данный вопрос. Давайте сделаем это в упрощенном формате.
Последние десятилетия между системой образования и актуальными знаниями детей в области цифровых технологий возник и увеличивался разрыв. Мы все обладаем различным уровнем цифровой компетентности, но только сейчас, для большинства родителей, педагогов и специалистов помогающих профессий стало очевидным что наша цифровая компетентность теперь является необходимой для работы, учебы, важной для помощи в обучении детям.
Одна из наиболее популярных теорий Марка Пренски в данном направлении говорит о том, что учащиеся, дети являются цифровыми «аборигенами», они выросли в окружении технологий, а педагоги и многие родители являются цифровыми «иммигрантами», людьми, осваивающими технологии сквозь призму своего опыта, с большими усилиями [1,2]. Не все так однозначно.
Вашему вниманию представлен рейтинг «самые популярные цифровые образовательные инструменты 2018-года»
:
- LMS
- Видео-сервисы
- Планы уроков
- Социальные медиа
- Дополнительные задачки
- Документы и презентации
- Инструменты для цифрового творчества
- Цифровые игры
- Вспомогательные технологии
- Инструменты для общения и создания портфолио
- Инструменты для здоровья и самочувствия
- Открытые образовательные ресурсы [12 топ]
Все эти инструменты призваны помочь родителям, педагогам, детям, специалистам помогающих профессий. Множество источников регулярно приводят частные примеры использования подобных образовательных сервисов. Все мы в силах освоить несколько инструментов и тем самым сократить общий разрыв между цифровыми «иммигрантами», которым адресован данный текст и цифровыми «аборигенами»- детьми. С каждым годом сервисы становятся доступнее и понятнее. Главное помнить о том, что возникшие сложности в 2020 году в связи с радикальным переходом к цифровым технологиям в обучении могут повториться, если все мы не обратимся к цифровой среде и не начнем её освоение. Освоить цифровые сервисы можно например с простых в освоении отечественных разработок (https://www.learnis.ru, или научно популярных каналов, таких как научпок https://www.youtube.com/channel/UCaY08MNW5C097-0je7xT6fA).
Ведь даже будучи цифровыми «иммигрантами» мы не можем не подавать позитивный пример детям. Поэтому для того, чтобы учесть полученный опыт нам лучше заранее провести профилактику своих цифровых компетенций. Ведь цифровые инструменты могут стать средством диалога между детьми и родителями, орудием просвещения в руках педагога, и мостом коммуникации между специалистом и клиентом как это происходит в нашем центре.
Статью подготовил специалист ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПБ педагог-психолог Дубенский Артём Михайлович
Источники
- Prensky, Marc. «Digital Natives, Digital Immigrants». On the Horizon (NCB University Press, 9 No. 5, October 2001)
- Поколение Digital Native: цифровое детство меняет будущее человечества. LIFE (10 августа 2016). Дата обращения: 10 мая 2021