Большинство родителей гиперактивных детей боятся выходных. Ребенок вскакивает утром рано, будит родителей и как заведенный, не зная устали, начинает свой день. Он очень хочет общаться с родителями, у него масса идей и планов. Вот как сами родители описывают этот процесс:
- «не дает никакой жизни»;
- «не может сам себя занять, разве что гаджеты в руки…»;
- «не может сам себя занять и в случае отказа – устраивает истерики»;
- «приставучий («прилипучий»);
- «настойчив, навязчив, надоедлив»;
- «кричит, скачет, носится, не зная, что еще поделать….»;
- «любыми способами пытается привлечь к себе внимание: орет, кривляется, портит вещи»
Сама мысль о том, что придется остаться на самоизоляции (карантине) со своим ребенком в течение нескольких недель, удручила многих родителей гиперактивных и просто очень активных детей, с которыми я общалась в течение учебного года и до сих пор поддерживаю связь. Что делать с таким количеством свободного времени, когда не рекомендовано выходить из дома?
Во-первых, не меняйте привычного для ребенка ритма жизни. Для гиперактивного ребенка всегда был важен режим дня. В первой половине дня как обычно уроки. Сейчас они проходят дистанционно. Важно не отстать от программы, выполнять все четко и своевременно, так как обучение дома очень расслабляет некоторых детей (из собственного опыта работы с детьми, находящихся на надомном обучении).
Дальше все по режиму: еда, отдых, занятие любимым делом. И вот здесь возникают трудности заполнения свободного времени, так как у ребенка нет возможности погулять на свежем воздухе и сбросить избыток энергии, нет возможности посещать кружки и секции.При этом не стоит забывать, что гиперактивные дети не умеют организовывать свою деятельность (планировать и разумно чередовать), у них низкий уровень выдержки, терпения, установления и соблюдения границ.
И вот здесь ваш выход, уважаемые родители! Как часто вы жалуетесь, что времени на общение с ребенком не хватает – работа, домашние дела, подготовка домашнего задания с ребенком, минуты передышки для самих себя.
Вот несколько идей, которые, надеюсь, помогут вам занять своего непоседу. Все игры и упражнения ориентированы на младших школьников.
Игра «Охота за сокровищами»
Цель: развитие внимания
Спрячьте где-нибудь в квартире или комнате несколько вещей. В зависимости от возраста ребенка их может быть 5, 10 или больше. Местоположение предметов можно зашифровать. Например, вот таким образом:
9 13 1 11 10 12 13 1 5 3 6 6 7 2 1 4 3 8
Ключ к расшифровке в таблице
А | В | О | Н | П | Д | И | М | Ш | У | Т | Л | К | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Расшифровка: шкатулка под диваном.
Игра «Озвучка»
Родители скачивают небольшой мультфильм, убирают звук и просят ребенка самому озвучить любого героя. Родители могут подключиться к этому увлекательному процессу.
Игра «Раз, два, три – говори!»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, саморегуляции в поведении и общении.
Родители придумывают небольшую викторину для ребенка из вопросов к теме, которая интересует ребенка. Это может быть спорт, мир животных и растений, краеведение, сказки. Например:
• Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая)
• Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка)
• Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)
• Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)
• Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа)
• Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле)
• Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица)
• Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч)
• В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино)
• Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда) и т.д.
Если ребенок знает ответ на вопрос, он должен поднять вверх большой палец руки и только по команде родителей «раз, два, три – говори!» дать свой ответ.
Игра «Испорченный факс»
Цель: развитие внимания и осязания детей
Эта детская игра напоминает испорченный телефон. В ней могут участвовать все члены семьи. Игроки садятся друг за другом и смотрят в затылок друг другу. Первому и последнему игроку дается ручка и бумага. Последний игрок рисует простую фигуру на листе, а после точно такую же пальцем на спине соседа спереди. Каждый следующий игрок рисует на спине впереди сидящего то, что он почувствовал на своей спине. Первый игрок перерисовывает на бумаге то, что он почувствовал на своей спине. После всего сравнивают полученные картинки.
Упражнение «Талантливый актер»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия
Актеры в театре играют различные роли: они могут быть персонажами сказок, играть роли зверей, изображать предметы и т.д.
Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:
- тигра, который пробирается в джунглях;
- парящего над скалами орла;
- королеву Англии;
- инопланетянина;
- кипящий чайник;
- ученика, который получил «5»;
- букву А;
- девочку-резвушку и т.д.
Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать участникам, если играет не один ребенок.
Можно играть в «Крокодила», можно составлять новые слова из букв одного длинного слова, например, из слова «гидроэлектростанция». Можно играть в «Угадай предмет» или разгадывать кроссворд.
Можно вместе шить, вязать, чинить, мастерить. Можно поиграть в шахматы, шашки, домино, лото, «ходилки-бродилки», в другие настольные игры. Главное – вместе, дружно, с удовольствием! Ведь игра, в первую очередь, направлена на получение удовольствия. Можно рисовать с закрытыми глазами, рисовать одновременно на одном листе рисунок молча, не договариваясь о сюжете, раскрашивать, собирать пазлы. Сделайте с ребенком презентацию или ролик о путешествии, в котором вы уже были или еще только планируете. Посмотрите онлайн творческие мастер-классы. Готовьте вместе, пеките.
Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир непоседы, его интересы станут ближе и понятнее. Любые умения, которые получит или разовьет ваш ребенок, обязательно пригодятся ему в дальнейшем.
И не говорите, что у вас ничего не получится. Главное – начинайте прямо сейчас!
С уважением к вам и вашему труду в деле воспитания детей –
педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Буракова Людмила Владимировна