ЦППМСП Колпинского района СПб

Активизация речевого развития детей раннего возраста


В последнее десятилетие наметилась новая тенденция в речевом развитии детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет). Увеличилось количество детей, у которых отсутствует речь в этом возрасте. Пока исследуются причины этой проблемы, давайте посмотрим, как родители и близкое окружение могут стимулировать речевое развитие ребёнка.

За речью ребенка важно следить с младенчества. Ведь начинается она с лепета, эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации, повторения за взрослым звуков и звукосочетаний родного языка, то есть задолго до появления самостоятельной речи.

К началу формирования словесных форм речевой деятельности (около 1 года) способность ребенка к пониманию языка жестов и мимики достигает достаточно высокого уровня развития и сопряжена с формированием пассивного словаря, необходимого для понимания речи.

Особенно интенсивно становление речи происходит в раннем возрасте, то есть до двух лет. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.

Давайте более подробно рассмотрим приёмы по стимулированию речевого развития детей раннего возраста, которые можно использовать в быту.

0 – 3 месяца

Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение. Оно должно быть тихим, но внятным. Помимо пения, конечно же, необходимо как можно больше просто разговаривать с малышом буквально с самого его рождения. Пускай малыш смотрит на ваше лицо и следит за движением губ, когда вы с ним разговариваете или поёте песенку. Все действия – переодевание, кормление, купание, некоторые домашние дела – сопровождайте комментариями, например: «Сейчас посмотрим, что тебе там не нравится, почему ты плачешь».

Разговаривайте, повторяйте звуки, произнесенные малышом, и обязательно улыбайтесь при этом. Услышав, как ребенок агукает, ответьте ему, дайте понять, что слышите, понимаете, что вам нравятся произносимые ребенком звуки. Давайте малышу как можно больше возможностей слышать вашу речь и пытаться ее повторить.

Теперь игрушки, попавшие в поле зрения ребенка, он рассматривает внимательно. Старайтесь улавливать, на что упал взгляд ребенка, и называйте ему этот предмет. Возьмите погремушку и, гремя ею, передвигайте так, чтобы ребенок ее видел. Он будет следить за ней взглядом, а когда вы дадите погремушку ему в руки, крепко схватится за нее и попробует потрясти.

3 – 6 месяцев

Выкладывая малыша на животик, выкладывайте перед ним различные предметы, давая возможность внимательно их рассмотреть, при этом не забывайте ребенку все объяснять.

Называйте и проговаривайте все, что делает ребенок и все, что делаете вы. Разговаривая с ним, отдаляйте и приближайте свое лицо, отклоняйтесь в сторону, отойдите, что бы он вас не видел, а только слышал.

Играя с ребенком, используйте не более двух игрушек одновременно. Прежде всего, пусть малыш увидит игрушку, поводите ею около него, коснитесь ею малыша, спрячьте, пусть ребенок попытается отыскать ее по звуку. Теперь можно повесить над кроваткой игрушки, удобные для захватывания, они должны быть яркими, простыми и безопасными.

В три месяца пора начинать играть в «Козу рогатую»

Идет коза рогатая,

За малыми ребятами,

Забодаю, забодаю, забодаю.

Ребенок будет весело хохотать при приближении грозной рогатой козы из двух пальцев.

В четыре месяца ребенок начинает гулить. Услышав гуление, обязательно отвечайте ему.

Теперь пришло время для простых упражнений для развития речи. Сидя напротив малыша, высовывайте язык, надувайте щеки, облизывайте губы и пропевайте разные звуки, пусть он подражает вам.

Игрушки кладите так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. На первых порах вы можете ему помочь, слегка пододвинув игрушку. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам доставал интересный предмет.

По – прежнему старайтесь больше и чаще разговаривать с ребенком, проговаривая все, что вы и малыш делаете. При этом старайтесь разнообразить интонацию вашей речи.

Пятимесячному малышу очень интересны музыкальные игрушки. Он их внимательно ощупывает, трясет и с интересом разглядывает, поднося к лицу. Предложите ему звучащие игрушки разной степени громкости. Незаметно отодвигайте интересующую малыша игрушку, стимулируя ребенка подползти за ней.

Не забывайте обсуждать с малышом все, что происходит вокруг. Ребенок еще не понимает слова, но тон, которым они произносятся, улавливает превосходно. Поэтому разговаривайте с ним ласково и спокойно, чаще улыбайтесь ему.

Также теперь самое время начинать играть в прятки. Вы закрываете ладонями лицо и спрашиваете у ребенка: «Где я?», и открывая лицо со словами «Ку-ку» (или «А вот я!») широко при этом улыбаясь. Можно разнообразить игру, прятаться за разные предметы мебели, потом появляться оттуда и говорить: «А вот я где».

6 – 9 месяцев

В шесть месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, услышав это, повторите за ним и договорите слово, например: «ма-ма, ба-ба». Больше разговаривайте с малышом, пусть он как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей речи. Именно подражание развивает подвижность губ и языка, и у ребенка формируется навык отвечать на ваши слова.

Полугодовалый ребенок уже хорошо играет с игрушками, а когда игрушка падает, он начинает искать ее, тянуться за ней. Помогайте малышу, при этом проговаривая: «А где наша кошечка? Упала кошечка, сейчас мы ее поднимем. Вот кошечка, возьми кошечку».

Сейчас ребенка привлекают игрушки, где что-то меняется, двигается или вынимается. Предложите ему несколько таких предметов, которыми можно играть. Не заваливайте ребенка игрушками, достаточно двух-трех штук.

Найдите в доме коробочки разного размера, большие и маленькие. Затем, проговаривая каждое свое движение, положите в коробку игрушку и попросите ребенка достать ее оттуда. Предложите ему положить в коробку одну или несколько игрушек и достать их.

Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, используйте одно – двухсложные слова, ведь малыш уже может повторить некоторые из них.

Показывая ребенку игрушку, называйте ее: «Где у нас собачка? Вот собачка. Как собачка лает? Ав – ав». Затем отложите игрушку в сторону и спросите у него, где собачка, он повернет голову в ту сторону, куда вы положили игрушку. Озвучивайте для него различных животных, как игрушечных, так и настоящих.

В этом возрасте можно пробовать играть в ладушки:

Ладушки, ладушки.

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Гули, гули полетели,

На головку сели.

Если вы попросите своего восьмимесячного малыша сесть, встать, дать ручку, он выполнит все это с удовольствием. Поэтому просите его повторять за вами самые разные движения.

Теперь вам понадобится мягкая игрушка, например, собака. Рассматривая вместе с ребенком игрушку, произносите: «Это собака. Вот у собачки ушки. Где у собачки ушки? А вот глазки. Где у собачки глазки?» Затем вы можете показать, как собака ходит, лает, рычит, ест.

Для развития дыхания используйте вертушки, дудочки, мыльные пузыри, лёгкие мячики, пушинки, кусочки бумаги, которые надо сдуть.

Даже хорошо известные малышу предметы называйте, объясняйте в разных ситуациях, это поможет ему быстрее и легче запомнить и использовать эти слова.

9 – 12 месяцев

Девятимесячному малышу уже можно предложить вкладывать матрешки друг в друга, нанизывать колечки небольшой пирамидки. Попробуйте попросить у него: «Дай кубик» – и он протянет его вам. Постоянно разговаривайте с малышом, объясняйте ему все, но не перегружайте сложной информацией. Никогда не ориентируйтесь в уровне развития ребенка на соседских детей.

Разговаривая с ребенком, поощряйте повторение им разных звуков, слогов, слов. Играя с куклой, показываем пальчиком ее глазки и называем, потом свои, потом глазки у ребенка. Далее продолжаем искать глазки у мишки, кошки, бабушки, папы. Таким образом, изучаем все части лица. Поставьте перед малышом зеркало, пусть он рассмотрит себя, потрогает носик, глазки и ушки, глядя на себя в зеркало. Обязательно объясняйте все ребенку: «А кто это у нас в зеркале? А это Саша. Вот у Саши глазки, а вот у Саши ушки» и т. д.

Теперь ваш малыш охотно вступает в контакт с вами. Он делает вид, что прячется, играя в «ку-ку», понарошку боится «козы рогатой». Умеет открывать коробки, катать машинки, собирает небольшую пирамидку. Вы по – прежнему обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется.

Пора начинать играть в «Сороку-ворону». Это очень хорошо развивает пальчики и стимулирует развитие речи.

Сорока-ворона,

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Он дров не пилил,

Воду не носил,

Кашу не варил.

При рассказывании стишка поочередно массируем все пальчики малыша, начиная с мизинца, легкими круговыми движениями от основания до кончика пальца.

Подошло так же время рисования карандашами. Дайте ребенку карандаш, лист бумаги и пусть рисует каракули в свое удовольствие. Вместо карандашей можно использовать восковые мелки.

Ваш малыш продолжает знакомство с окружающим миром. Все взрослые в доме должны пользоваться любой возможностью поговорить с малышом, чему-то его научить.

Играйте с ребенком в «волшебный мешочек». Для этого соберите в небольшой мешочек (можно использовать маленькую наволочку) несколько игрушек-зверушек. Покажите из мешка голову собачки и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, спросите, как лает собачка, что ест, где живет, как ходит и т. д. Если ребенок не знает этого, то отвечайте сами, а он пусть слушает.

Начинайте играть в сюжетные игры: куклу укладываем в кроватку, машинку загоняем в гараж, кормим мишку кашей. Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, но делайте это не строгим тоном, а очень доброжелательно.

 

1 – 2 года

Ребенок начинает активно говорить. Не забывайте по возможности сопровождать словами все свои действия, производимые в поле зрения ребенка. Услышав от него любое слово, задайте ему вопрос: «Что ты увидел?». Вполне возможно, что малыш повторит это слово. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок будет изобретать совершенно новые и порой совершенно загадочные словечки.

Ни в коем случае не коверкайте специально свою речь, не сюсюкайте.

Начинайте учить ребенка выбирать и подтверждать словами свой выбор. Разложите перед ним 3-4 игрушки и предложите взять одну, называя ее при этом.

К году и четырем месяцам малыш может начать выполнять не очень сложные поручения. Попросите его принести какой-нибудь предмет, помочь поднять упавшую вещь. Постоянно просите подать, показать что-либо или принести.

Очень нравится малышу отыскивать спрятанные вами игрушки. Только прячьте их не особенно хитроумно, ведь действия ребенка непременно должны закончиться победой.

Обучайте всегда

Используйте для развития ребенка любую возможность. Например, прогулку. Вокруг столько интересного, привлекающего внимание малыша, прежде всего это движущиеся предметы. Ваш ребенок обратил внимание на едущую машину, объясняйте ему: «Смотри, Саша, машина едет. Вот она остановилась, снова поехала. Где у машины колеса? Вот они – крутятся. Все, уехала машина». Услышали гул самолёта, обратите внимание малыша: «Где самолёт?» Пусть он проследит за движением самолёта по небу, развивая тем самым зрительное внимание.

Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: «Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Вот это стул, а это плита, на ней мама готовит еду» и т. д.

Не забывайте и о практических умениях малыша, показывайте, как и что нужно делать, и комментируйте все свои действия: «Сейчас мы с тобой построим башню. Что мы построим? Правильно – башню. Вот смотри, мы кладем один кубик на другой. Теперь еще один. Ой, упал кубик! Что упало? Что случилось с кубиком?»

Во время еды называйте, что он ест, объясняйте, как нужно есть, как держать ложку, вилку или чашку.

Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле для деятельности. Вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания.

Чтение

Обязательно читайте ребенку книжки, в них должны быть красочные картинки. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть он должен понимать содержание. Читайте тогда, когда вы и малыш в хорошем настроении, читайте выразительно и не торопитесь. Ничего страшного нет в том, что ваш малыш откажется сидеть и слушать то, что вы читаете. Улучите момент, когда он займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Еще может помочь, если вы позволите ребенку самому выбрать книжку для чтения. Иногда можно просто рассматривать картинки и рассказывать историю своими словами. Можно спрашивать малыша: «Где на картине ворона, а где мышка?» и т.д. Маленький читатель будет учиться внимательно рассматривать картинки.

Звуки

Для правильного произнесения звуков полезно тренировать губы и язычок ребенка. Издавайте разные звуки: гудите как паровоз, урчите как мотор машины, подражайте голосам животных. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смажьте его губы вареньем, пусть облизывает. Перед зеркалом высовывайте язык, сворачивайте его в трубочку, двигайте им вправо-влево: часики «тик-так».  Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Очень полезно дуть и тут можно использовать мыльные пузыри, вертушки, кораблики из бумаги.

Очень важно

Родители любят оценивать темпы развития своего ребенка, опираясь на достижения других детей. Не надо усиленно натаскивать вашего ребенка, чтобы он догнал Петю или Машу. У вашего малыша свои темпы развития и сравнивайте его только с ним самим. Как говорит мудрая китайская пословица: «В мире есть только один по-настоящему прекрасный ребёнок, и каждая мать его знает».

Помните, что никакие гаджеты с обучающими программами для малышей не заменят живого общения с близкими людьми и не продвинут речевое развитие вашего ребёнка.

© 2010-2021 ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю., Чермных М.М.