21 век – время высокого темпа жизни, когда, родители зачастую делают акцент на удовлетворении материальных потребностей подростка, не уделяя должного внимания его духовно-нравственному воспитанию, образовательные учреждения ориентированы на развитие в основном мыслительных процессов, а подростки зачастую самостоятельно выбирают жизненные цели и ценности, беря за основы не всегда подходящие примеры для подражания.
Основаниями проведения профилактической работы в отношении несовершеннолетних, являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 Федерального закона «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Предлагаемая социально-педагогическая программа центрирована не на разговорах о наркотиках и последствиях их действий, а ориентирована на развитие таких личностных качеств, которые позволяют подросткам, другими, более конструктивными путями решать возникающие проблемы и достичь поставленных целей, организовать свою жизнь так, чтобы в ней не было места психоактивным веществам и другим видам зависимого поведения. Такой подход представляется значительно более перспективным, чем традиционное распространение информации о вреде и опасности аддиктивного поведения. Необходимо формировать у подростков такое мировоззрение, которое позволит думать, анализировать, искать самостоятельный выход из сложной жизненной ситуации.
Разработка нового специфического похода к профилактике зависимого поведения предполагает обучение подростков новым формам поведения, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения, приоритетом программы является принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Рост числа наркозависимых принял угрожающий характер, особенно среди молодёжи. По результатам экспертных оценок, в России как минимум 7–7,5 миллионов человек страдают наркотической зависимостью, и это число стабильно увеличивается, что ставит под сомнение национальную безопасность страны. Поскольку лечебные мероприятия крайне неэффективны (по данным ВОЗ, стойкая ремиссия наблюдается не более, чем у 5% пациентов), особенно актуальным представляется повышение эффективности и широкое внедрение технологий первичной профилактики приобщения к употреблению психоактивных веществ.
Отличительными особенностями данной программы от уже существующих программ является использование в психологической работе видеоматериалов, упражнений, которые действуют не прямым устрашающим отрицанием аддиктивного поведения, а комплексным воздействием привлекательных для подростка целей и ценностей жизни: прежде всего, социально значимой деятельности человека и здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является одним из направлений опытно-экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений. Эта деятельность осуществляется в соответствии с программами, содержание которых отвечает приоритетным направлениям модернизации российского образования. Проблемы тем ОЭР являются актуальными для района и Санкт-Петербурга и отражают стратегические векторы развития петербургской школы и системы образования Колпинского района.
Дети и подростки с 5 до 18 лет, их родители (законные представители), педагоги общеобразовательных учреждений Колпинского района