В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью, приобретают государственное значение. Неизбежное последствие экстремальных ситуаций – разрушение базовой потребности человека (потребности в безопасности), разрушение стабильности картины мира. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям (невротизация, депрессивные состояния, потеря веры в себя и, самое главное, потеря перспектив) и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.
Под психологической безопасностью мы понимаем комплекс социальных и административных мероприятий, направленных на создание такого социально-психологического климата в обществе, который обеспечивает психологическое здоровье и формирует психологическую устойчивость населения, направлен на поддержку стабильности состояний сознания и деятельности.
С учетом данного понятия ясно, насколько важную роль в обеспечении безопасности играет образование. В основе своей именно образовательная среда включает особенности, которые определяют значимость и специфику решения вопросов обеспечения безопасности детства. Стабильные условия особенно важны для ребенка, который во многом зависит от взрослого, как в своих действиях, так и в возможностях справиться с той или иной ситуацией. Все это говорит о том, что образовательное пространство должно обеспечивать решение не только образовательных задач, но и удовлетворение названной базисной потребности, являющейся основополагающей для функционирования, как для отдельного ребенка, так и для всего сообщества.
Возникшая трудная жизненная ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители. В Федеральном законе РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ ст.1 (с изменениями на 11 июня 2021 года) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу, создавать психолого-педагогические программы направленные на профилактику и преодоление данных ситуаций.
В решении проблем детского неблагополучия важно принимать во внимание значимость как профилактических мероприятий, так и коррекционных и реабилитационных. Профилактика, коррекция и реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – неразрывные части одного процесса.
На решение указанных задач нацелена дополнительная образовательная программа «Оказание психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», реализуемая специалистами ГБУДО ЦППМСП Колпинского района Санкт-Петербурга.
Методологической и теоретической основой программы послужили:
Принцип системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов); принципы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, В.Я. Ляудис и др.);
понимание безопасности в контексте изучения проблем национальной безопасности (Л.И. Шершнев, А.Н. Сухов, И.Н. Панарин, В.И. Митрохин, А.Б. Василенко, А.С. Проскурин, И.Н. Папкин, И.И. Пацакула, А.С. Галанов); трактовка безопасности образовательных учреждений с позиций структурного, технологического и организационного подхода (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, А.Н. Сухов, Н. Ладзина, А.Н. Занковский. А также теоретические подходы к изучению аспектов суицидального поведения: Э. Дюркгейм, В. Штерн, Р. Рингел, В. Франкл, Н. Фабероу, Э. Штейдерман, К. Меннингер, В.П. Кащенко, А. Кочетов, В.В. Лебединский; изучение суицидальных действий у подростков: А.Е. Личко, А.А. Александров, Л.Я. Жезлова, Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова, А.Г. Амбрумова.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы от существующих образовательных программ является обязательное использование в программе концептуальных установок:
Отношение к ребенку как к равному. Признание в каждом ребенке человеческого достоинства. Не манипулятивность методов.
Гибкость и вариативность образовательной среды, позволяющей настраиваться на оказание эффективной помощи каждому конкретному ребенку, строить индивидуальные программы работы, оптимальным образом сочетать диагностическую, консультативную, коррекционную и обучающую работу.
Пристальное внимание к сфере отношений в целом – не как к побочному, дополнительному, а как к принципиальному, формообразующему фактору.
Открытый характер, т.е. ориентация на максимально возможное участие в образовательном процессе родителей, близкого окружения детей.
– Тесное взаимодействие с семьёй.
– Сотворчество специалистов (педагогов) Центра и детей.
– Развитие детской инициативы.
– Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов нравственного совершенствования
– Формирование у детей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации потребности в здоровом образе жизни.
– Совместное участие в мероприятиях детей, специалистов Центра (педагогов) и родителей.
Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, медицинского персонала, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности Центра по созданию модели учреждения для детей и подростков с трудностями в обучении, планированию оптимальной нагрузки обучающихся, созданию максимально благоприятных условий обучения.
Принцип гуманизма предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения при этом веры в положительные качества и силы человека.
Принцип системного подхода – организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности и индивидуальные особенности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. «Построить воспитательный процесс по линии естественных тенденций к сверхкомпенсации – значит не смягчать тех трудностей, которые возникают из дефекта, а напрячь все силы для его компенсации, выдвигать только те задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления всей личности под новым углом» (Л.С. Выготский).
Комплексный характер коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, основанный на системном подходе, определяет также требования к подбору специалистов для проведения данной работы: психологов, логопедов, дефектологов. Зачастую психологические проблемы ребенка невозможно решить без оценки и укрепления его соматического здоровья, преодоления социально-педагогической запущенности, коррекции речевых нарушений и т.д. В связи с этим важно понимать, что программы обучения оказывают более действенными в том случае, когда они носят комплексный характер, осуществляются командой специалистов и направлены на улучшение соматического, психо-эмоционального состояния, формирование необходимых психологических функций и качеств.
Принцип реалистичности подразумевает учет реальных возможностей ребенка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы.
Принцип деятельностного подхода предполагает прежде всего опору коррекционной работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменение содержания, форм и способов работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на личность ребенка, учитывать его состояние на данный момент.
Принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление психофизического здоровья учащихся.
Принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.
- Принципы педагогического воздействия:
- уважение к воспитаннику;
- понимание душевного состояния учащегося;
- раскрытия мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков;
- заинтересованность в судьбе ученика;
- толерантность;
- эмпатия.
- Педагогические технологии:
- валеологический подход к организации учебного процесса;
- использование здоровьесберегающих технологий.
- Принципы лечебной педагогики:
- гуманное отношение к детям с особенностями в развитии;
- оптимизм;
- индивидуально-личностное отношение к ребенку;
- преемственность учебно-воспитательных и лечебных мероприятий;
- обязательное достижение успехов в обучении;
- стимулирование социальной и трудовой активности;
- принцип детской защищенности.
Выше перечисленные принципы ориентированны на личность ребенка и создание условий для развития его потенциальных возможностей, его внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов друг с другом, педагогов и родителей, педагогов и учащихся; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер учащихся.
Образовательная программа предназначена для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: оставшихся без попечения родителей; безнадзорных и бездомных детей; детей-инвалидов; детей с особыми нуждами (имеющих недостатки в психическом и физическом развитии); детей – жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей, подвергшихся различным формам физического и психического насилия.