- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- полное игнорирование реакций ребенка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка (“Конечно, тебе обидно…”);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания (“Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня”);
- позитивное обозначение поведения (“Ты злишься потому, что ты устал”).
- Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
- констатация факта (“ты ведешь себя агрессивно”);
- констатирующий вопрос (“ты злишься?”);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения (“Ты хочешь меня обидеть?”, “Ты хочешь продемонстрировать силу?”);
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению (“Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне”, “Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит”);
- апелляция к правилам (“Мы же с тобой договаривались!”).
- Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с ним в случае агрессии.
- Снижение напряжения ситуации
- не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
- не демонстрировать власть (“Будет так, как я скажу”);
- не кричать;
- не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор “сквозь зубы”;
- не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
- не использовать физическую силу;
- не втягивать в конфликт посторонних людей;
- не настаивать на своей правоте;
- не читать нотации, проповеди;
- не делать обобщения типа: “Ты, как всегда…”, “Ты никогда не…”;
- не припоминать и не присоединять к настоящей ситуации былые огрехи в поведении ребенка;
- не сравнивать ребенка с другими детьми – не в его пользу.
- Сохранение положительной репутации ребенка
- публично минимизировать вину ребенка (“Ты не важно себя чувствуешь”, “Ты не хотел его обидеть”), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
- Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
- Демонстрация модели неагрессивного поведения
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Уважаемые родители! Обучите ребенка техникам и способам управления собственным гневом, развивайте контроль над деструктивными эмоциями.
Не учите ребенка подавлять свой гнев!
Можно:
- комкать и рвать бумагу;
- бить подушку или боксерскую грушу;
- топать ногами;
- написать на бумаге все слова (если ребенок умеет писать), которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
- втирать пластилин в картонку или бумагу;
- посчитать до десяти.
Хорошо снимают агрессию спортивные игры и занятия с водой (в воде).
Родителям желательно придерживаться одного стиля воспитания в семье. Нужно ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких ребенку людей. Не наказывать ребенка физически. Чем жестче ребенка наказывают в семье, тем более он жесток с окружающими. Детям нужно разрешить выражать свои чувства.
Учите ребенка понимать чувства других людей.
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Материал подготовила педагог-психолог ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб
Буракова Л.В.