Если ребенок жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.
Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.
У каждого возрастного периода есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.
От 6 месяцев до одного года дети боятся громких звуков, незнакомых людей, смены обстановки, неожиданной ситуации, разлуки с матерью, а также реагируют тревогой на тревожное состояние матери. От 1 до 3 лет дети продолжают бояться разлуки с родителями, незнакомых людей (хотя этот страх уже становится меньше), появляется страх наказания со стороны родителей, страх врачей, а также темноты, замкнутого пространства, одиночества; От 4 до 6 лет актуальны страхи сверхъестественных и сказочных существ, страшных снов, страх животных, физической травмы, болезни и операции, природных стихий (грозы, наводнения и др.), огня и пожара, нападения бандитов, разлуки с родителями, появляется страх смерти (собственной и смерти родителей); От 7 до 11 лет появляются страхи, связанные с поступлением и учебой в школе, например, страх опоздания в школу, страх тестов и контрольных работ, неудач в школе или спорте, игре; страх утраты любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников)и т. д. Продолжают оставаться актуальными страхи смерти и физической травмы, заболеваний; реальных катастроф; темноты и темных мест; зловещих людей (хулиганов, наркоманов, грабителей, воров и т.п.); отдельных животных (пауков, змей, крыс и др.) |
В подростковом возрасте выходят на первый план страхи, связанные со школой и социальным взаимодействием (страх сделать что-то не так, быть отвергнутым сверстниками, одиночества, собственной непривлекательности, критики со стороны взрослых, физического насилия и др.).
Причины возникновения детских страхов
- Пережитая ранее травмирующая ситуация.
- Запугивание ребенка в воспитательных целях.
- Общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу.
- Недостаток внимания родителей.
- Недостаток физической активности.
- Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий.
- Нестабильная атмосфера в семье.
- Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола.
- Агрессия матери по отношению к ребенку.
- Психологическое заражение страхами в процессе общения.
- Наличие у ребенка психических расстройств.
- Наличие у ребенка невроза, проявлением которого являются страхи, не свойственные возрасту, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.
Как избавить ребенка от страхов?
Самым действенным способом устранения страхов будет налаживание взаимоотношений в семье. Тем не менее, существует множество способов преодоления тревожности, страхов. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания ребенка Сказкотерапия Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Отождествляя себя с героями сказки, ребенок учится решать детские проблемы. Игротерапия В игре детям намного проще справиться с травмирующей ситуацией, поскольку страх предстает значительно ослабленным, а значит, его легче преодолеть. Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, подражать любимым героям, бесстрашным персонажам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре. Арт-терапия(изотерпия) Ребенок рисует свой страх, затем проводится анализ изображения. По завершении беседы листок можно сжечь, порвать, сделать нарисованное чудовище смешным и т.д. Песочная терапия |
Рисование песком помогает ребенку лучше раскрыться и проработать свои эмоции, в том числе и страхи. Кроме того, игры в песочнице улучшают мелкую моторику, раскрепощают и снимают внутреннее напряжение.
Помощь детского психолога, психологическая коррекция детских страхов помогает уменьшить их интенсивность и негативное влияние на жизнь ребенка, улучшить качество его жизни.
В нашем Центре используются такие методы коррекции детских страхов, как арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия.
Ведется групповая работа по программе «Коррекция тревожности и страхов».
Подготовила педагог-психолог
ГБУДО ЦППМСП Колпинского района СПб
Котова Светлана Александровна