Купцова Элина Анатольевна
учитель-логопед, ГБУДО ЦППМСП,
Колпинский район, Санкт-Петербург
«Для грамотности мало того,
чтобы человек знал грамматические правила(а их множество),
но необходимо чтоб он привык мгновенно выполнять их»
К.Д.Ушинский
Русский язык в начальной школе – центральный предмет, основа общего образования. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей умения содержательно и грамотно выражать мысли в устной и письменной форме.
Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям освоения орфографией.
Под термином дисграфия понимается частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки. Возникновение дисграфических ошибок не связано ни с нарушением интеллектуального развития, ни с нарушением слуха и зрения, ни с незнанием грамматических правил, а обусловлено недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи.
Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв и слогов в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв. Чтобы отличить дисграфические ошибки от орфографических необходимо помнить принципы письма:
- Фонетический – слово пишется так, как оно слышится, сохраняя все звуки (для этого необходим хороший слух – и биологический и фонематический, сформированность зрительного гнозиса и буквенного анализа).
- Морфологический – каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот принцип письма требует хорошей памяти).
- Традиционный (исторический) – например, написание всех словарных слов; правило «ЖИ-ШИ» – пиши с буквой «И», хотя мы слышим «Ы».
При нарушении фонетического принципа письма возникают дисграфические ошибки. Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок и эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции.
Устной речью ребёнок овладевает самостоятельно, по подражанию. Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе целенаправленного обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, между словом видимым и записываемым.
Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:
- 1. Записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А, если у ребенка, например, при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные: звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, свистящие – шипящие).
- Буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть правильно проговорена ребёнком, т.е. в работу включается речедвигательный анализатор. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.
- Таким образом: «услышал слово», «проговорил» – теперь в работу включается речезрительная функциональная система, т. е. идёт процесс перевода фонемы (звука) в графические знаки – «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв (например, «п» – «н», «и» – «у», «п»-«т», «б»-«д»).
- Теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» – движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции:
– кинестетические ощущения (ощущения в пространстве);
– кинетические ощущения (ощущения во времени).
При этом могут возникать самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.
- Для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить порядок звуков (букв) или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков (букв) в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок:
- пропуск гласных и согласных;
- перестановка букв, слогов в слове;
- добавление букв или слогов;
- недописывание слов;
- слитное написание слов, слитное написание предлогов со словами;
Школьники с недостатками речевого развития, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Для глобального решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста. Необходимо целенаправленно развивать те психические функции, которые обеспечивают процесс письма:
- дифференцированное слуховое восприятие;
- пространственные представления;
- зрительный анализ и синтез;
- исправлять дефекты устной речи;
- обогащать словарный запас;
- заботиться о правильном формировании грамматического строя речи.
Любой педагогический процесс – всегда процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика. Вместе с тем, научить и сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться – главная забота взрослых. Это сложная задача для любого педагога, но её итог – успешное обучение ребёнка.