ЦППМСП Колпинского района СПб

Проблема нарушения письма у учащихся младших классов


Купцова Элина Анатольевна

учитель-логопед, ГБУДО ЦППМСП,

Колпинский район, Санкт-Петербург

«Для грамотности мало того,

 чтобы человек знал грамматические правила(а их множество),

 но необходимо чтоб он привык мгновенно выполнять их»

К.Д.Ушинский

Русский язык  в начальной школе – центральный предмет, основа общего образования. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей умения содержательно и грамотно выражать мысли в устной и письменной форме.

Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям освоения орфографией.

Под термином дисграфия понимается частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки. Возникновение дисграфических ошибок не связано ни с нарушением интеллектуального развития, ни с нарушением слуха и зрения, ни с незнанием грамматических правил, а обусловлено недоразвитием или частичным повреждением  мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи.

Дисграфические ошибки выражаются   в пропусках и перестановках букв и слогов в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв. Чтобы отличить дисграфические ошибки от орфографических необходимо помнить принципы письма:

  1. Фонетический – слово пишется так, как оно слышится, сохраняя все звуки (для этого необходим хороший слух – и биологический и фонематический, сформированность зрительного гнозиса и буквенного анализа).
  2. Морфологический – каждая морфема в любой позиции пишется единообразно (этот принцип письма требует хорошей памяти).
  3. Традиционный (исторический) – например, написание всех словарных слов; правило «ЖИ-ШИ» – пиши с буквой «И», хотя мы слышим «Ы».

При нарушении фонетического принципа письма возникают дисграфические ошибки. Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок  и эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции.

Устной речью ребёнок овладевает самостоятельно, по подражанию. Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе целенаправленного обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, между словом видимым и записываемым.

Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:

  1. 1. Записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А, если у ребенка, например, при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные: звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, свистящие – шипящие).
  2. Буква (или   слог,   или  слово),   которая   записывается,  должна  быть правильно проговорена ребёнком, т.е. в работу включается речедвигательный анализатор. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно  важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.
  3. Таким образом: «услышал слово», «проговорил» – теперь в работу включается речезрительная функциональная система, т. е. идёт процесс перевода фонемы (звука)  в   графические   знаки   –   «буквы»,    с   учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв (например, «п» – «н», «и» – «у», «п»-«т», «б»-«д»).
  4. Теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» – движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции:

кинестетические     ощущения  (ощущения в пространстве);

кинетические ощущения (ощущения во времени).

При этом могут возникать самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.

  1. Для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить порядок звуков (букв) или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков (букв) в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок:
  • пропуск гласных и согласных;
  • перестановка букв, слогов в слове;
  • добавление букв или слогов;
  • недописывание слов;
  • слитное написание слов, слитное написание предлогов со словами;

Школьники с недостатками речевого развития, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Для глобального решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста. Необходимо целенаправленно развивать те психические функции, которые обеспечивают процесс письма:

  • дифференцированное слуховое восприятие;
  • пространственные представления;
  • зрительный анализ и синтез;
  • исправлять дефекты устной речи;
  • обогащать словарный запас;
  • заботиться о правильном формировании грамматического строя речи.

            Любой педагогический процесс – всегда процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика. Вместе с тем, научить и сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться – главная забота взрослых. Это сложная задача для любого педагога, но её итог – успешное обучение ребёнка.

© 2010-2024 ГБУ ЦППМСП Колпинского района СПб.
Дизайн, программирование, администрирование Гюнинен О.В., Касторнова Ю.Ю.